Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Малер Фред

 

Малер (Mahler) Фред (1930–1992) — румынский исследователь молодежных проблем, автор статусно-ролевой концепции молодежи, изложенной в его книге «Введение в ювентологию» (Mahler, 1983) и ряде других  работ (Mahler, 1982, 1984).Малер Фред

Центральное место в концепции Малера принадлежит понятию «Статус-Роль» (С-Р) молодежи. По его определению, С-Р — «это выражение определенной конкретно-исторической позиции и социальных отношений молодежи (соответ­ственно ее различных групп), определяемое ее отношением к классам и социальным группам, позиций и отношений, которые относятся прежде всего к ведущему способу деятельности молодых людей, их способу жизни» (Mahler, 1983: 195). Малер нашел методологический ключ к трактовке молодежи, соединив социологические понятия статуса и роли в единое понятие С-Р, снимая односторонность исходных понятий, каковыми они сложились в рамках структурно-функционального анализа. Это позволило исследователю поставить С-Р в центр характеристики сущности молодежи и определить через него структуру молодости, сопоставить реальный и желаемый С-Р в синхронном и диахронном аспектах, его развитие от начального через транзитивный к финальному С-Р с разбором таких его характеристик, как возобновляемость, признанность, гарантированность. Фактически, по Малеру, С-Р представляет собой интегральную модель молодежи. Ее преимущество видится автору в том, что «Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта (в нашем случае — молодежи) к другим субъектам и обществу в целом» (Ibid.: 196).Малер Фред

Концепция молодежи в терминах Статуса-Роли обладает как сильными, так и слабыми сторонами. Достоинством концепции являяется ясное видение специфики молодежи как особой общественной группы, обладающей свойствами, не сводимыми к сумме качеств составляющих ее индивидов. Но статусно-ролевая интерпретация всего феноменологического многообразия молодежи обедняет исследуемый объект (Ковалева, Луков, 1999: 87; Луков, 2012).

Малер представил свою концепцию в аспекте разработки интегральной науки о молодежи. Эта его идея и трактовка социализации молодежи вновь стали предметом пристального внимания среди социологов молодежи в конце 1990-х гг. (Дж. Биннер, В. В. Павловский и др.).

Интерес российских социологов вызвала также трактовка Малером профессиональной социализации и интеграции молодежи в сферу трудовой деятельности (Шубин, 2011; Луков, 2012), в том числе через введенное им понятие «предваряющая социализация» (anticipatory socialization), которое понимается как «часть процесса социализации, в котором личность совершенствуется и преобразует собственные ценностные ориентации, стремления и личные планы для будущих ролей, к которым готовится в процессе интернализации этих ценностей и которые, возможно, будут достигнуты в ближайшем будущем» (Mahler, 1987: 47). «Предваряющая социализация» стремится к дифференциации будущих ценностей, норм и требований и имеет позитивную тенденцию, выполняя требования, оправдывая ожидания, стремления и интересы личности или группы. Таким образом, Малер рассматривает  процесс интеграции молодежи в сферу профессиональной деятельности как часть перехода от первоначального (приобретенного) С-Р через временный С-Р к спроектированному (достигнутому) С-Р. «Предваряющая социализация» делает акцент на настоящем (Самойлова, Электронный ресурс).

См. также: Ювентологии концепция Ф. Малера.

 

Соч.: Mahler, F. (1982) Juventology and Youth Social Development // Youth in Contemporary Romanian Society. Bucharest. P. 47–71; Mahler, F. (1983) Introducere în Juventologie. Bucureşti : Ed. ştiintifică şi enciclopedică. 296 p.; Mahler, F. (1984)  Introduction to Juventology: Abstracts // Intern. Bull. of Youth Research. № 1. P. 76–82; Mahler, F. (1987) Youth professional integration and anticipatory socialization // Rev. roumaine des sciences sociales. Serie de Sociologie. Vol. 31, № 1/2. P. 47–57.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Самойлова, Е. В. Социологический анализ процесса профессиональной социализации будущих учителей (Электронный ресурс). URL: http://psibook.com/sociology/sotsiologicheskiy-analiz-protsessa-professionalnoy-sotsializatsii-buduschih-uchiteley.html (дата обращения 4.11.2015); Шубин, В. А. (2011) Профессиональная социализация курсантов вузов государственной противопожарной службы : дис. ... канд. социол. наук. Пенза. 186 с.


Вал. А. Луков