Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Шпрангер Эдуард

 

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.06.1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, — 17.09.1963, Тюбинген) — немецкий философ, психолог, создатель «культурной педагогики», автор одной из первых в истории науки концепции молодежи, построенной как применение метода «понимающей психологии».

Шпрангер ЭдуардПрофессор в Лейпциге (с 1912 г.), Берлине (1920–1946). В 1945 г. назначен ректором Берлинского университета. С 1946 г. профессор в Тюбингене. Научные взгляды Шпрангера сложились под влиянием философии жизни Вильгельма Дильтея и теории ценностей Генриха Риккерта.

В целостной форме теоретическая концепция молодежи Шпрангера изложена в вышедшей первым изданием в 1924 г. его книге «Психология юношеского возраста» (Spranger, 1957). Этой книге автор придавал большое значение среди своих работ, о чем свидетельствуют его более поздние замечания (Eduard Spranger.., 1964: 13–21). Книга Шпрангера оказала большое влияние на формирование теорий молодежи и становление социологии молодежи как отрасли социологического знания.

Основные идеи Шпрангера образуют концепцию юношеского возраста в рамках, по собственному указанию автора, эволюционной психологии. «...В модели современного молодого поколения я указывал на основные черты психического полового созревания», — подчеркивал он позже, отмечая влияние книги на обновление теории Эроса (Ibid: 17–18). Действительно, три главы книги посвящены эротическому и сексуальному аспектам поведения и восприятия молодежи. Однако в самой книге, как и в двух его последующих исследованиях по молодежной проблематике 1930-х гг. (Weibliche Jugend und unseres Zeit, 1932; Spranger, Niffka, 1932), круг рассматриваемых вопросов значительно шире. Шпрангер поднимает вопросы юношеского фантазирования, вхождения молодежи в общество, нравственного развития молодых людей, осознания ими своих прав, их включенности в политику и в профессиональные отношения, роли знаний и мировоззрения в их жизни, их религиозного развития, типов молодежного жизнеощущения (Lebensgefühlt) и ряд др. Фактически структура книги Шпрангера проецирует подходы в структурировании молодежной проблематики, утвердившиеся много позже (например, в польских ежегодных государственных докладах о положении молодежи 1980-х гг., модели российского государственного доклада о положении молодежи и др.).Шпрангер Эдуард

Личность молодого человека интересует Шпрангера как проявление известной культурной определенности, «психического облика эпохи», он отвергает для себя задачу изучать «юность вообще», но и не идет по пути эмпиризма, узкого понимания культурного типа. Немецкое юношество, изучаемое им, отражает «тип, сложившийся в последние 150 лет». Многое из того, что характеризует этот тип, «имеет силу и значение и для английского, французского, американского подростка, но далеко не все. Уже у еврейского подростка обнаруживаются существенные отклонения, что нередко не принимается во внимание, а относительно типа "русской души”, несмотря на кажущуюся к ней близость, мы испытываем неизменное чувство глубокого отчуждения» (Spranger, 1957: 39.). Шпрангер еще более сужает свою задачу, строго оговаривая, что он рассматривает психологию «образован­ного юношества» (автор замечает, что назвал бы его «буржуазным юношеством, если бы это обозначение не сделалось в последнее время поверхностным политическим термином» — Ibid.). Этот подход сближает Шпрангера с немецкой социологией, развившейся на базе Баденской школы неокантианства, с социологическими взглядами Макса Вебера в первую очередь.

Психологическая сторона исследования юношества у Шпрангера опирается на концепции Бюлер, Штерна и др. авторов, которые на передний план поставили психобиологические черты молодости. Подобно Бюлер, Шпрангер, определяя границы юношеского возраста от 13 до 19 лет у девушек и от 14 до 20 лет у юношей, выделяет в этих рамках две фазы: подростковую (до 17 лет) и собственно юность. Но трактовка второй фазы приобретает новые черты: по Шпрангеру, это возраст врастания в культуру. В целом возрастная периодизация молодости у немецкого исследователя основывается на характеристике степени душевного развития (seelischen Entwicklungsstufe). Душевное развитие в период юности есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормальный дух данной эпохи (Ibid: 41).

Шпрангер выделяет три основные характеристики, присущих юношескому возрасту: 1) открытие собственного «Я» (здесь Шпрангер идет вслед за Бюлер и Штерном); 2) последующее появление жизненного плана; 3) врастание в отдельные сферы жизни и сферы культуры (Ibid.: 46). «Первая соответствует (метафизическому) переживанию индивидуальности; вторая — введению этого внутреннего существования (этой формы) в ткань жизни; третья — столкновению с отдельными сторонами жизни, которое поначалу еще происходит бессвязно — до тех пор, пока индивидуальная оформленная сила (die individuelle Formkraft) не осуществит себя при благоприятном стечении обстоятельств» (Ibid.: 46–47). В данной трактовке вновь заметна связь с логикой построений Баденской школы неокантианства.

К заслугам Шпрангера в области молодежных исследований нередко относят то, что он акцентировал значение в этом возрасте открытия своего Я как мира для себя, осуществляемого в формах саморефлексии (исследователь вводит термин Ichbezogen — «отнесенный к своему Я»). В действительности он не был первым, кто обратился к этой характеристике возраста. Шпрангер ссылается при раскрытии этой позиции на работы Штерна и Бюлер (Ibid: 47–52), и это справедливо. У Штерна, например, обосновывается положение о размежевании объективных и субъективных ценностей в подростковом возрасте. Источник этой тематики обнаруживается уже в «Эмиле» Руссо.

Известную новизну в положении Шпрангера об открытии Я составляет характеристика пропасти между Я и не-Я, которая представлена не как константа (свойство юношеского возраста вообще), а как специфическое явление современной автору действительности.

Оригинальной является постановка немецким исследователем вопроса о жизненном плане как новой жизненной форме, появляющейся в юношеском возрасте (Ibid.: 52–56). По Шпрангеру, жизненный план — это «направление, принимаемое внутренней жизнью». Оно формируется под давлением, с одной стороны, внутренних впечатлений, с другой — среды, образующих «параллелограмм сил». Источник жизненного плана — воля к власти, «стремление быть сверху, а не снизу» (Ibid.: 52). Здесь, как и в целом в концепции Шпрангера, первостепенное значение придается субъ­ективной мотивации, которая к тому же представлена слишком упрощенно. Но нельзя не заметить рациональное зерно с шпрангеровской попытке осмыслить постепенное становление в юношеском возрасте новых форм регуляции, которые находятся на грани внутреннего мира и социальной среды.

«То, что жизнь нам обещает, мы должны по отношению к ней исполнить» (Ibid.: 310), — заканчивая этими словами свою книгу, Шпрангер вновь подчеркивает известные обязательства периода юности перед личностью, известную связанность юности формирующимся жизненным планом. Идея видеть в будущем точку отсчета для оценки настоящего — одна из перспективных идей концептуализации молодежи, восходящая к теории Шпрангера.

Наконец, заслугой Шпрангера в осмыслении юности является представление ее как скачка в новое качество личности. Л. С. Выготский по этому поводу писал: «Слово истины о переходном периоде сказал Шпрангер, когда назвал революцией эпоху полового созревания. Этот период носит несомненно не эволюционный, а революционный характер» (Выготский, 1929–1930: 77).

Шпрангер «положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков» (Обухова, 1995: 279). До некоторой степени это обстоятельство сегодня забыто, однако в снятом виде Шпрангер присутствует в многочисленных молодежных исследованиях аксиологической направленности (Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012).

 

Соч.: Spranger, E. (1957) Psychologie der Jugendalters. 25. Aufl. Heidelberg : Quelle & Meyer. 321 S.; Weibliche Jugend und unseres Zeit (1932): Beobachtungen und Erfahrungen von Jugendführerinnen, herausgegeben v. H. Siemering u. E. Spranger. Leipzig : Quelle & Meyer. VIII,128 S.; Spranger, E., Niffka, E. (1932) Der jugendliche Mensch (Männliche Jugend) / Handbuch der Jugendpflege, Hrsg. von K. Richter. H. I, Tail I. Eberswalde–Berlin : R. Müller m.b.H.-Eberswal de. VIII, 92 S.; Eduard Spranger: Sein Werk und sein Leben (1964) / Hrsg. von H. Walter Bähr u. H. Wenke. Heidelberg : Quelle & Meyer. 250 S.

 

Лит.: Выготский, Л. С. (1929–1930) Педология подростка. Задания 1–8. М. : Бюро заочного обучения при 2 МГУ. 172 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Обухова, Л. Ф. (1995) Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола. 357 с.


Вал. А. Луков