Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Лазарсфельд Пол

Лазарсфельд (Lazarsfeld) Пол (Пауль) Феликс (13.10.1901, Вена, Австрия – 30.08.1976, Ньюарк, Нью Джерси, США) – австрийско-американский социолог, специалист в области методологии социологии, сыграл большую роль в утверждении в социологии математических методов. Одним из первых начал изучать средства массовой информации. Его исследования венского периода, посвященные установлению корреляций ожиданий и статуса молодых людей — представителей рабочего класса (Lazarsfeld, 1931), составили новое для своего времени направление молодежных исследований.

Лазарсфельд ПолПроисходил из семьи адвоката, известного процессами молодых политических активистов. В 1919–1924 гг. студент Венского университета (специальность – математика и физика). В студенческие годы бал активистом молодежного социалистического движения лидером социалистических студенческих организаций. Его первая публикация (в в соавторстве с Людвигом Вагнером) представляла доклад о летнем лагере для подростков, построенном в соответствии с социалистическими принципами. Будучи студентом, он помогал Шарлотте Бюлер в ее исследованиях детства и молодежи (в 1927–1933 гг. – член Психологического института Венского университета в качестве помощника Карла и Шарлотты Бюлер с преподаванием психологии).

В 1924 г. в Венском университете получил степень докторскую степень по прикладной математике (диссертация посвящена теории Эйнштейна). В 1924–1925 гг. проходил обучение в Сорбонне (Франция).

В 1931 г. основал в Вене научно-исследовательский институт, который занимался применением психологии к решению социальных и экономических проблем (Österreichischen Wirtschaftspsychologischen Forschungsstelle).

В 1933 г. эмигрировал из аннексированной гитлеровцами Австрии в США в качестве грантодержателя фонда Рокфеллера. Принял гражданство США, был в течение трех десятилетий профессором социологии в Колумбийском университете. Будучи по образованию математиком, Лазарсфельд считал себя психологом и только к середине жизни идентифицировал себя с социологией. Его продуктивные исследования, а также дружеские контакты и сотрудничество с преподавателями и студентами способствовали проникновению его методов в социологию США и Европы (Sills, 1987: 251).Лазарсфельд Пол

Лазарсфельд продолжил исследования, начатые З. Бернфельдом. Он показал, что «социальная стесненность» ведет к постоянным деформациям личности. Принимая слишком раннее решение о выборе профессии, молодой пролетарий сталкивается с устоявшимися жизненными формами. Впоследствии исследования Лазарсфельда оказали большое влияние на критическую социологию молодежи, а также позволили обосновать необходимость продления периода обучения в школе.

 

Соч.: Lazarsfeld, P. F. (1931) Die Ergebnisse und Aussichten der Untersuchungen über Jugend und Beruf // Lazarsfeld P. F. Jugend und Beruf. Jena; Lazarsfeld, P. (1975) Jugend und Beruf. Kritik und Material Paul F. Lazarsfeld et al. New York : Arno Press. 206 p.; Математические методы в социальных науках (1973): сб. ст. / под ред. П. Лазарсфельда, Н. Генри. М. : Прогресс. 361 с.

Лит.: Абельс, Х. Образ «молодежи» в немецкой социологии (Электронный ресурс). URL: http://limc.narod.ru/Jugend.html (дата обращения 10.08.2017); Sills, D. L. (1987) Paul F. Lazarsfeld. Wash. : National academy of sciences. Pp. 251–282; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с.

Вал. А. Луков