Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Иенш Эрих

Иенш(Jaensch) Эрих Рудольф Фердинанд(26.02.1883, Бреслау, Германия — 12.01.1940, Марбург, Германия)  —  немецкий психолог и философ, исследователь психологии детей, подростков, юношества. Возглавлял Марбургскую психологическую школу, заведовал кафедрой в Филипс-университете Марбурга (Philipps-Universität Marburg), с 1939 г. — ректор университета Марбурга. Известен исследованиями эйдетизма  —  способности запоминать образы. В истории психологии рассматривается как основоположник структурной или интеграционной типологии и один из главных представителей типологического направления немецкой характерологии.

В 1910–1920-е годы директор Психологического института и Философского семинара, а также с 1912 по 1913 г. ординарный профессор философии в университете Галле. С 1913 г. — профессор Марбургского университета, его назначение встретило большое сопротивление в кругу психологов, сменив Г. Коэна, Иенш вытеснил из Марбурга его идеалистическое понимание психологии и внедрил свой экспериментальный психологический подход. С этого времени и вплоть до середины 1920-х годов собственные опыты в области эйдетики Иеншем приостановлены, а именно они определили его место в истории психологии. Как пишет С. С. Степанов, исходя из результатов исследований восприятия (Uber den AufbauderWahrnehmungswelt, 1923), в особенности эйдетических явлений, Иенш основал концепцию психологической антропологии (Grundformen menschlichen Seins, 1929), центральным понятием которой стало понятие интеграции. Ее основная идея состоит в том, что психологические функции являются или интегрированными (1-типы) или в различной степени дезинтегрированными (подверженными разрыхлению или распаду, или S-типы). Вторым измерением является направление интеграции: вовне (во внешний мир) или вовнутрь (во внутренний мир) с переходной ступенью. У S-типов дифференцирование продолжается на основе размера, за счет которого слабая сама по себе интеграция может компенсироваться посредством интеллекта. Последователи Иенша, обратившись к его оставленным опытам, показали, что феномен эйдетики в основном связан с детским и подростковым возрастом.

В 1919 г. Иенш был избран членом академии «Леопольдина», что остановило споры.

В 1920-х годах Иенш руководил журналом по психологии, один из самых известных немецкоязычных психологических журналах. В своей работе по строительству восприятия мира и принципам человеческого познания (1924) он разработал эйдологическую модель возникновения религии, которая ориентируется на идеи его времени, в том числе на Л. Леви-Брюля. Психологический подход, который при этом использовал Иенш, опирается на его типологию эйдетизма, подтверждение которой находит в закономерностях детского развития.

С приходом к власти А. Гитлера Иенш проявляет себя как ярый сторонник нацизма, вступает в НСДАП. Он становится одним из главных пропагандистов нацистской идеологии в области психологии. В 1933 г. Иенш основал в Марбурге Институт психологической антропологии, который был также носителем нацистских идей. Он хотел сделать Марбург центром национал-социалистической философии. Характерно, что назначение ректором Марбургского университета он принял в нацистской униформе.

В 1936 г. Иенш становится председателем Немецкого общества психологии. Работу по психологическим исследованиям он связывал с теорией нацизма, в этом духе от предусматривал изменение содержания обучения в высшей школе. В конце 1930-х годов он выступил как критик получивших распространение тестов интеллекта. К этому времени относится и его особый интерес к парапсихологии.

Благодаря активной поддержке нацизма исследования Иенша оказались сегодня дискредитированными, но его типология эйдетизма нашла после второй мировой войны некоторое признание в узкопрофессиональных кругах.

Для социологии молодежи интерес представляют опусликованные Иеншем в 1920-е годы психологические исследования юности, особенно результаты его исследования восприятия мира в юношеском возрасте, Иенш ставит вопрос о структурировании образа мира в сознании молодого человека.

 

Соч.: Jaensch, E. R. (1923) Über den Aufbau der Wahrnehmungswelt und ihre Struktur im Jugendalter. Leipzig; Jaensch, E. R. (1925) Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode: in ihrer Bedeutung für die Jugendpsychologie und Pädagogik, für die allgemeine Psychologie und die Psychophysiologie der menschlichen Persönlichkeit ; mit besonderer Berücksichtigung der grundlegenden Fragen und der Untersuchungsmethodik. Leipzig : Quelle & Meyer. 89 S.; Jaensch, E. R. (1937) Zur Neugestaltung des deutschen Studententums und der Hochschule. Leipzig : Barth. 89 S.; Jaensch, E. R., Hentze, R. (1939) Grundgesetze der Jugendentwicklung. Erkenntnisse der Jugendanthropologie. Leipzig : A. Barth. 214 S.

Лит.: Klee, E. (2005) Das Personenlexikon zum Dritten Reich. Wer war was vor und nach 1945. 2. Auflage. Frankfurt am Main : Fischer. S. 281.

Вал. А. Луков