Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Бине Альфред

Бине (Binet) Альфред (8.07. 1857, Ницца, Франция – 19.10.1911, Париж, Франция) — французский психолог, педагог, социолог детства, основатель экспериментальной психологии во Франции, первой французской психологической лаборатории (1889). Его можно считать изобретателем метода тестирования и создателем первых тестов, что решительным образом повлияло на становление современной психологии, педагогики, социологии, формирование новой методики объективного исследования и выработку научных критериев характеристики умственной деятельности, степени развития интеллекта.

Бине АльфредБине довольно рано проявил интерес к физиологии и психологии. Он получил медицинское образование в парижской больнице Сальпетриер у Жана-Мартена Шарко почти в то же время, когда у него проходили подготовку Зигмунд Фрейд и Пьер Жане, вскоре совершившие переворот в психологии. Шарко верил в силу гипноза как средства исцеления от истерии и других психических болезней. Бине был увлечен этой верой и позже многие годы занимался изучением природы гипноза и его возможностей, казавшихся неисчерпаемыми. В работе «Психология умозаключения» ("La Psychologie du raisonnement”, 1886) он впервые раскрыл значение гипнотизма для психологии, оставаясь, тем не менее, верным учеником Шарко, как и в последующих трудах — «Животный магнетизм» ("Le Magnétisme animal”, 1887, в соавторстве с Фере), «Изменение личности» ("Les altérations de la personnalité”, 1892) и др.

В 1889 г. Бине принимает деятельное участие в создании при Высшей практической школе (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже психологического кабинета, где работает помощником директора (директором назначен проф. Бони). Бине проводит экспериментальные психологические исследования и публикует отчеты о них в журналах «Научное обозрение» ("Revue Scientifique”), «Общее обозрение наук» ("Revue géné­rale des Sciences”), «Бюллетень трудов Лаборатории» ("Bulletins des Travaux du Laboratoire”), нередко в соавторстве со своими коллегами Анри, Вашидом, Куртье и др. В 1894 г. он участвует в создании «Психологического ежегодника» ("Année psychologique”) и через три года возглавляет его редколлегию. В журнале по-прежнему печатаются отчеты о психологических экспериментах.Бине Альфред

Уже на этом этапе он высказывает сомнение в справедливости сведения психологии к физиологии, спорит с утвердившимся представлением об ассоциациях как способе объяснения такого феномена как личность. Усиливающемуся интересу психологов к бессознательному Бине противопоставляет идею рассудочной деятельности как синтетического принципа, определяющего душевную жизнь человека. Его особенно интересуют свойства интеллекта, их количественные характеристики. В работах «Введение в экспериментальную психологию» ("Introduction à la psychologie expérimentale”, 1894, в соавторстве с Филиппом, Куртье и Анри), «Психология великих счетчиков и игроков в шахматы» ("Psychologie des grands calculateurs et joueurs d'échecs”, 1894) Бине приходит к идее психометрии — количественному измерению временных характеристик интеллектуальных процессов. Экспериментальное исследование того, как эти процессы протекают в сознании шахматистов, позволило ученому установить существование особого вида памяти — абстрактной памяти, позволяющей удерживать в сознании только схему предмета вне его формы и цвета.

Работа Бине «Внушаемость» ("Suggestibilite”, 1900) посвящена суггестивному воздействию на человека без применения гипноза. Его идеи вызывают бурные дискуссии (например, содержащееся в «Экспериментальном очерке способности суждения» ("L’étude expérimentale de l'intelligence”, 1903) утверждение, что мысль и образ должны рассматриваться отдельно друг от друга, ибо, считает ученый, существует мышление без участия образов).

Со временем Бине-психолог уступает место Бине-педагогу и социологу. Уже в работе «Умственная усталость» ("La fatigue intellectuelle”, 1898, в соавторстве с Анри) предметом исследования становится утомление детей в школе. Бине все больше интересуется проблемами организации более эффективного школьного преподавания. Около 1905 г. в рамках работы по обследованию французских школ различных типов Бине вместе со своим сотрудником Теодором Симоном (Theodore Simon, 1873–1961) начинает употреблять в исследованиях умственного развития детей особого рода анкеты, в которых были даны точные формулировки вопросов и заданий, выявлявших способности в понимании речи, говорении, счете, письме, и возможные ответы, оцененные в определенных баллах или соотнесенные с определенным возрастом ребенка, учащегося в школе. В итоге в 1905 г. вместе с Т. Симоном Бине создал первые тесты на умственное развитие с учетом фактора возраста (шкала Бине-Симона). Тесты показали, что искать истоки «бури и натиска» молодежи в достижении полового созревания и в европейском культурном ареале не вполне правомерно. В «Ненормальных детях» Бине и Симона (Les enfant anormaux, 1907), в частности, показано, что если умственно отсталые наблюдаются во всех возрастах, то «неуравновешенные» — преимущественно в младших, так что к возрасту 13–16 лет этот феномен менее выражен в школьной жизни. Из этого следует вывод: «...у многих неуравновешенных психическая неуравновешенность не вызывается теми изменениями в организме, которые возникают при приближении к возрасту половой зрелости. Таким образом, этой физиологической причиной не могут объясняться все случаи неуравновешенности, как это когда-то предполагали» (Бине, 1998: 363). Это важное наблюдение еще долго не учитывалось в биологически и психологически ориентированных теориях молодежи, сформировавшихся под влиянием классической психологии Вундта, с одной стороны, и психоанализа Фрейда, с другой. Бине и Симон нигде не утверждают, что в основу выводов об умственном развитии ребенка должны быть положены только результаты тестирования. Знание социальных условий жизни ребенка, его развития, искусство и интуиция педагога, научная подготовка, а также многое другое нужно для того, чтобы правильно истолковать результаты тестирования.

Тесты Бине-Симона были несколько видоизменены Льюисом Терменом (Lewis Terman, 1877–1956) еще перед первой мировой войной, и тест Бине-Термена, представляющий собой шкалу измерения интеллекта, определил стандарт в тестировании.

Свои психологические наблюдения Бине воплотил в ряде пьес, написанных совместно с плодовитым драматургом Андре де Лордом (André de Lord, 1869–1942): L'Obsession, drame en deux tableaux, Paris, Grand Guignol, 17 mai 1905; L'Horrible expérience, drame en 2 actes, Paris, Grand Guignol, 29 novembre 1909; L'Homme mystérieux, pièce en 3 actes, Paris, Théâtre Sarah-Bernhardt, 3 novembre 1910; Les Invisibles, tableau dramatique en 1 acte, Arènes de Nîmes, 23 juin 1912; Un crime dans une maison de fous, drame en 2 actes, Paris, Grand Guignol, 17 juin 1915).

 

Соч.: Binet, A. (2012) Les enfants anormaux: guide pour l`admission des enfants anormaux dans les classes de. Paris. 237 p.; Binet, A., Simon, Th. (1905) Sur la necessite d'etablir un diagnostic scientifique des etats inferieurs de l'intelligence // L'Annee Psychologique. No. 11. Pp. 161–190; Binet, A., Simon, Th. (1907) Les enfants anormaux.  Paris : A. Colin. 234 p.; Бине, А. (1998) Измерение умственных особенностей : пер. с фр. / изд. подг. Вал. А. Луков, Вл. А. Луков. СПб. : Союз. 431 с.

Лит.: Bertrand, F.-L. (1930) Alfred Binet et son oeuvre. Paris : Alcan; Delay, J. (1958) La vie et I’oeuvre d’Alfred Binet // Psychologie française. No. 3. Pp. 85–88; Avanzini, G. (1969) Alfred Binet et la pédagogie scientifique. Paris, Vrin; Avanzini, G. (1999) Alfred Binet. Paris : Presses universitaires de France; Andrieu, B., Avanzini, G., Klein, A. (2009) Alfred Binet (1857–1911): de la suggestion à la cognition. Lyon : Chroniques sociales; Луков, Вл. А. (1998) Об Альфреде Бине // Бине, А. Измерение умственных способностей. СПб. : Союз. С. 423–427; Луков, Вл. А. (2012) Альфред Бине: портрет ученого-психолога [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov_Alfred-Binet/ (дата обращения: 9.08.2017); Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

Вл. А. Луков, Вал. А. Луков