Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Гизе Фриц

Гизе (Griese) Фриц (Вильгельм Оскар Фриц Гизе (21.05.1890, Шарлоттенбург12.07.1935, Штутгарт, по другим данным, Берлин) — немецкий психолог, один из активных сторонников  психотехники, которую применил к возрастной психологии, в частности к психологии подростка. Кроме того, он одним из первых применил выводы глубинной психологии к психологической диагностике, исследовал вопросы терапевтического влияния художественной литературы, спортивной медицины, музыки, в том числе на эмоциональность подростка. В советской и российской науке почти не известен несмотря на достижения в психологии труда, соединении образования с промышленностью (Плавинская, 2009, 2011).

После окончания школы изучал германистику и философию, позже психологии, медицины и физики в Лейпцигском университете и получил там докторскую степень  в 1914 г. под руководством Вильгельма Вундта. Во время первой мировой войны как психолог изучал   особенности реакции мозга раненого, основал в Халле первый немецкий региональный институт практической психологии.

В 1916 г. выступил руководителем издания «Jugendhandbuch der Menschenkunde» (Руководство по науке о человеке для молодежи). В 1920-е годы занимался проблемами психотехнической диагностики готовности учащихся трудовых школ к исполнению взрослых ролей (с 1925 г. психотехника получила в Германии особое признание через издание специализированного журнала «Psychotechnische Zeitschrift»). В 1923 г. стал  частным преподавателем кафедры психологии и педагогики в Высшей технической школе Штутгарта, где организовал психологическую техническую лабораторию. К работе в Штутгарте относятся исследования Ф. Гизе  о развитии психотехники, культуры девушек (1925), художественных литературных произведениях детей и юношества (1928) и др.  В 1929 г. стал профессором психологии  Высшей технической школы. Поддержанный членами Гитлерюгенда, он продолжал исследования в области психологии подросткового возраста.

Л. С. Выготский считал точку зрения Ф. Гизе на психологию подростка традиционной. Он не согласен с Ф. Гизе, что ребенок до полового созревания охвачен функциями воспитания, развития памяти, интеллекта и внимания, а показателем того, что половое созревание наступило, становится эмоциональная жизнь подростка. «Последовательное развитие этой точки зрения приводит к тому банальному взгляду, который склонен все психическое созревание подростка сводить к повышенной эмоциональности, мечтательности, к порывам и тому подобным полусновидным продуктам эмоциональной жизни. Тот факт, что период полового созревания есть период мощного подъема интеллектуального развития, что мышление впервые в эту эпоху выдвигается на первый план, не только остается незамеченным при такой постановке вопроса, но оказывается даже совершенно загадочным и необъяснимым с точки зрения этой теории» (Выготский: 1994: 42).

В социологии молодежи отмечается, что Ф. Гизе уделял внимание биологической подоплеке свойств юношеского возраста (Луков, 2012).

 

Соч.: Giese, F. (1916) Die Idee einer Frauendienstpflicht: Tatsachen und Möglichkeiten. Langensalza : Wendt & Klauwell. 168 S.; Giese, F. (1920) Aufgaben und Wesen der Psychotechnik. Langensalza : Wendt & Klauwell. 32 S.; Giese, F. (1920) Psychologie und Berufsberatung Langensalza : Wendt & Klauwell. 34 S.; Giese, F. (1920) Nachrichten der Zeitschrift für angewandte Psychologie. № 16. S. 391–393; Giese, F. (1924) Die Arbeitsprobe in der Psychognostilc // Zeitschrift für angewandte Psychologie. № 23. S. 162–187; Giese, F. (1925) Theorie der Psychotechnik. Braunschweig : F. Vieweg und Sohn. 180 S.; Giese, F. (1927) Methoden der Wirtschaftspsychologie. Berlin–Wien : Urban und Schwarzenberg. 631 S.; Giese, F. (1928) Psychotechnik. Breslau : Ferd. Hirt. 132 S.; Giese, F. (1932) Philosophie der Arbeit. Halle : Marhold.  328 S. На рус. яз.: Гизе, Ф. (1926) Практические работы по психотехнике. Л. 182 с.; Гизе, Ф. (1926)  Психоанализ и психотехника. Л. : Современник. 56 с.; Гизе, Ф. (1926) Психоанализ. Практические работы по психотехнике. Л. 190 с.

Лит.: Schulz, H. U. (1964) Giese // Neue deutsche Biographie, Bd.: 6, Gaál - Grasmann, Berlin. S.  378–379; Выготский, Л. С. (1984) Детская психология // Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 / под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика. 432 с.; Плавинская, Ю. Б. (2009) Фрид Гизе — «пионер психотехники» // Теоретические и прикладные проблемы развития личности в образовательном пространстве: Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов. Н. Новгород : ВГИПУ. С. 214–216; Плавинская, Ю. Б. (2011) Становление и развитие психотехники в Германии в первой трети XX века : дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург. 245 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с.

Вал. А. Луков