Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Арямов Иван Антонович

Арямов Иван Антонович (24(05).01(02).1884, г. Наровчат, Пензенской губернии — 30.09.1958, г. Москва) — советский психолог, один из лидеров биогенетического направления детской психологии и педологии в Советской России (вместе с П. П. Блонским). Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии.

Арямов Иван АнтоновичОкончил Пензенскую учительскую семинарию. С 15 лет работал учителем в школе: преподавал в одной из земских школ Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Рязанской области.), в школе с. Орловки Наровчатовского уезда. Окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1912) и медицинский факультет того же университета (1916). На пятом курсе медицинского факультета Московского университета, в декабре 1914 г. был мобилизован на фронт в качестве зауряд-врача и находился вплоть до мая 1915 г.  (16 мая И. А. Арямов был ранен и отправлен в тыл). После выздоровления преподавал в Пензенской учительской семинарии.

После Октябрьской революции, с 1918 по 1923 г.,  работал заведующим Пензенским губернским подотделом охраны здоровья детей, преподавателем фельдшерской школы, преподавателем института народного образования, главным врачом психиатрической лечебницы, с июня 1920 по февраль 1921 г. возглавлял Губоно. Вместе с Н. В. Севастьяновым,  М. И. Кузьминым,  П. П. Зиминым, А. А. Архонтовым  провел работу по учету имеющихся школ, принял решение об открытии курсов «красных учителей», института народного образования. В конце 1923 г. был направлен на научно-исследовательскую работу в Москву, где работал профессором Института физической культуры, преподавателем Высших научно-педагогических курсов при втором МГУ и в педвузах. В 1937–1958 гг.  профессор Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской, где в 1941 г. под его руководством была открыта кафедра психологии (основная проблематика —  возрастная и педагогическая психология, психология личности).

В 1947 г. защитил докторскую диссертацию по педагогическим наукам по теме «Основы нервно-психологической гигиены учащихся». Исследовал проблемы полового воспитания детей, взаимоотношения личности и коллектива.

Для социологии молодежи важны его работы о рабочих подростках, где используются данные статистки, педологии и других наук, в том числе его книги и брошюры «Дитя рабочего (по материалам обследования Мытищинской волости Московской губернии» (1927); «Рефлексология детского возраста» (1927); «Рефлексология и педагогика» (1927); «Общие основы рефлексологии» (1928); «Основы педологии» (1930); «Особенности мышления советского подростка – юноши» (1931); «Особенности детского возраста» (1953) и др.

Часть материалов исследований И. А. Арямова хранится в Центральном Государственном Архиве Московской области (ЦГАМО, Ф. 485, 70 ед. хр.), в том числе ранние дневники, воспоминания (на основе несохранившихся дневников): о работе учителем (1898–1908 гг.), первых литературных опытах, похоронах Л. Н. Толстого, войне 1914–1918 гг. и др. В архиве хранятся также доклад И. А. Арямова  «Основные законы рефлексологии в применении к сценическому искусству» (1929), стенограмма лекции «Возрастные особенности подростков» (1947) и др. материалы, значимые для современной социологии молодежи.

 

Соч.: Арямов, И. А. (2014) Воспоминания зауряд-врача И. А. Арямова о Первой мировой войне.1914–1915 гг. // Отечественные архивы. № 3. С. 89–104;  Арямов, И. А. (1926) Биогенетический закон и его применение в педагогике // Вестник просвещения. № 1. С. 82–97; Арямов, И. А., Одинцова, Л. И. Нечаева, Е. И. (1926) Дитя рабочего. М. : Новая Москва, 95 с.; Арямов, И. А. (1928) Рабочий-подросток. Материалы для педологической характеристики. М. :  Транспечать НКПС. 188 с.; Арямов, И. А. (1928) Особенности поведения современного подростка // Педология. № 1. С. 159–170; Арямов, И. А. (1930) Основы педологии. М. : Работник просвещения. 325 с.; Арямов, И. А. (1931) Особенности мышления советского подростка и юноши. М. : Гос. уч.-пед. изд-во. 103 с.; Арямов, И. А. (1940) Возрастные особенности школьника: родителям о воспитании. М. : Учпедгиз. 40 с.; Арямов, И. А. (1953) Особенности детского возраста. М. : Учпедгиз. 192 с.

Лит.: Педагогическая энциклопедия (1964): в 4 т. М. Т. 1. С. 131; Ефремов, В. Ф. (2000) У руля образования. Пенза :  ИПКиПРО. 156 с.; Пензенская энциклопедия (2001) / гл. ред. К. Д. Вишневский. Пенза-Москва. С. 30–31; Савин, О. М. (2003) Имя гордое – наровчатцы. Пенза :  Наровч. Землячество. 257 с.; Пензенский институт развития образования: история и современность (2009) / [В. Ф. Ефремов, Е. А. Прохорова, Г. Н. Белорыбкин]. Пенза : ПироговЪ.  119 с.; Шимаковская, С. Ю. (2011) Сохранение и укрепление здоровья школьников в педагогическом наследии И. А. Арямова : дис. ... канд. пед. наук. Смоленск. 234 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с. 

 

Вал. А. Луков