Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Юнг Карл Густав

 

Юнг (Jung) Карл Густав(26.07.1875, Кесвиль, близ Базеля, — 6.06.1961, Кюснахт, Цюрих) — швейцарский психолог и психиатр, один из наиболее видных представителей раннего фрейдизма, вышедший за традиционные рамки которого и создавший «аналитическую психологию», оказав заметное влияние на гуманитарное знание ХХ в.

Юнг Карл ГуставРодился в семье священника евангелистской церкви, который, несмотря на бедность, дал сыну хорошее образование (гимназия, университет в Базеле). Юнг отверг догматизм протестантской теологии, испытал огромное влияние «Фауста» Гёте и «Так говорил Заратустра» Ницше. В университете он выбрал медицинский факультет, гарантировавший в будущем безбедное существование. Лишь к концу обучения начал понимать, что его призвание — психиатрия как «наука о личности», преодолевающая разрыв между ушедшей от живой эмпирики религией (что показал базельский период его жизни) и ушедшей от важнейших философских проблем, ставшей прагматичной наукой (что показал цюрихский период — работа в клинике Бургхёльцли под руководством Э.Блейера), приводящая человека к целостному мировоззрению.

В докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902) Юнг исследовал феномен медиумизма, указав на его схожесть с состоянием транса у пророков и поэтов, когда изнутри «внешнего человека» начинает звучать голос «внутреннего человека», возникает некая информация, всплывающая независимо от воли находящегося в трансе, — автономные праформы, подобные мифам, образам сна. Затем в клинике Бургхёльцли Юнг разработал метод свободных ассоциаций, в дальнейшем взятый на вооружение психоаналитиками. Таким образом, Юнг независимо от З. Фрейда, с которым вступил в переписку в 1906 и познакомился лично в 1907, внес значительный вклад в разработку психоанализа и одновременно заложил основы собственной концепции коллективного бессознательного и составляющих его структуру архетипов. Влияние Блейера, введшего в науку термин «шизофрения», приводит Юнга к мысли о множественности сознаний любого человека и трактовке этой болезни как нарушения баланса между «Я» и архетипами (другими сознаниями), которые при потере контроля за ними «Я», разрастаясь, расщепляют личность.

Встреча с Фрейдом, которую Юнг считал «высшей точкой своей жизни» (цит. по: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 1999: 142), сделала его одним из лидеров психоаналитического движения. Он принял участие в 1-м, 2-м, 3-ем, 4-ом Международных психоаналитических конгрессах (Зальцбург, 1907; Нюрнберг, 1910; Веймар, 1911; Мюнхен, 1913), стал редактором «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований» (1907–14), сопровождал Фрейда в его поездке с лекциями по психоанализу в США (1909), был избран президентом Международного психоаналитического общества (1910, повторно 1913). Но в 1911 г. Юнг опубликовал работу «Метаморфозы и символы либидо», где отошел от взглядов Фрейда. В октябре 1913 г. Юнг заявил Фрейду, что дальнейшее их сотрудничество невозможно (хотя их переписка продолжалась до 1923), в апреле 1914 г. отказался от поста президента, а в июле вышел из Международного психоаналитического общества. Он также ушел из Цюрихского университета, почти перестал публиковать новые работы, занявшись частной практикой. С приходом к власти Гитлера в 1933 г. и началом разгрома психоанализа в Германии Юнг стал президентом Немецкого общества психотерапии, перешедшего под контроль нацистов, в 1934–1940 гг. был президентом Международного психотерапевтического общества, публично подчеркивая необходимость отныне разделять еврейскую психологию. Позже, обвиненный в сотрудничестве с фашистами, Юнг уверял: «У меня не было другого способа принести пользу друзьям, как только пожертвовать собой, своим именем и независимой позицией…» (цит. по: там же: 369).

Расхождения Юнга с Фрейдом имели концептуальный характер. Основные пункты спора — выявление Юнгом существования, помимо индивидуального, коллективного бессознательного; выявление (помимо фрейдовского Эдипова комплекса) комплекса Электры и вообще системы комплексов, описывающих индивидуальное бессознательное, и архетипов, описывающих коллективное бессознательное (матери-земли, героя, демона и т. д.), из которых главный — «самость», потенциальный центр личности; отказ Юнга от «пансексуализма» Фрейда, пересмотр его понимания либидо (у Юнга это психическая энергия вообще, а не только сексуальная); создание Юнга теории интроверсии (разделение людей по типу мышления на интровертов и экстравертов в работе Юнга «О конфликтах детской души», 1910), против расширительного толкования которой возражал Фрейд (Лапланш, Понталис, 1996: 171) и др.

Юнгианство, с его вниманием к неосознаваемым основам коллективной психики, оказало влияние на социологию ХХ в. Социология молодежи испытала его в меньшей степени, так как Юнг мало интересовался юношеским возрастом, отвергал базовое положение Фрейда о завершении формирования личности в раннем возрасте, считая, что этот процесс идет всю жизнь, причем важнейший период — самоактуализации — приходится на возраст 35–40 лет. Тем не менее в характеристике психического созревания (от рождения до 25 лет у мужчин и до 19–20 лет у женщин он подчеркивал «наиболее значительное и обширное развитие сознания», которое «устанавливает прочные связи между Я и психическими процессами, бывшими до сих пор бессознательными». С пубертатом Юнг связывает случаи раздвоения сознания (например, сомнамбулизм), «которые оказываются не чем иным как новообразованиями характера или попытками прорыва будущей личности», в силу ряда причин приобретшие патологический характер. Это положение может быть использовано при характеристике тезаурусов молодежи. Юнг создал новую объяснительную модель трактовки войн, массовых беспорядков, бесчинствований толпы, погромов, молодежных бунтов и т. д., усматривая в них коллективное безумие по типу шизофрении — разгул архетипов, веками подавляемых однобоким развитием сознания в сторону рациональности, интеллекта. Преодоление дисгармонии сознания и коллективного бессознательного Юнг находил в возрождении церкви (не протестантской, а католической, основанной на традиционной обрядовости) как института социализации, слиянии науки (рационального знания) и религии (иррационального знания). В юнгианстве подробно разработана проблема культурных (в т. ч. социальных) установок (Хендерсон, 1997).

Среди поздних работ Юнга: «Психология и алхимия» (1944), «Очерки о современных событиях» (1947), «О корнях бессознательного» (1954), «Настоящее и будущее» (1957), «Подход к бессознательному» (1961). Многие работы Юнга переведены на русский язык в 1990-х гг.


 

Соч.: Jung, G. (1958–1976) Gesammelte Werke: Bd. 1–17. Z.-Stuttgart; Jung, G. (1976–1985) The Collected Works: V. 1–20. Princeton; Jung, G. (1976) Posthume Autobiographie. Z.

Рус. пер.: Юнг, К. (1909) Психоз и его содержание. СПб.; Юнг, К. (1923) Конфликты детской души // Путь просвещения. №1. С. 115–142; Юнг, К. (1991) Архетип и символ. М.; Юнг, К. (1994а) Психология бессознательного. М; Юнг, К. (1994b) О современных мифах. М.; Юнг, К. (1994с) Либидо, его метаморфозы и символы. СПб.; Юнг, К. (1995а) Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.; Юнг, К. (1995b) Тэвистокские лекции. Киев; Юнг, К. (1996а) Дух Меркурия. М.; Юнг, К. (1996b) Психологические типы. СПб.–М.; Юнг, К. (1996с) Проблемы души нашего времени. М.; Юнг, К. (1996d) Структура психики и процесс индивидуации. М.; Юнг, К. (1996е) Человек и его символы. СПб.; Юнг, К. (1997а) Алхимия снов. Четыре архетипа. СПб.; Юнг, К. (1997b) Божественный ребенок. М.; Юнг, К. (1998) Бог и бессознательное. М.

Лит.: Сэмьюэлз, Э., Шортер, Б., Плот, Ф. (1994) Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М.; Лапланш, Ж., Понталис, Ж.-Б. (1996) Словарь по психоанализу. М.; Хендерсон, Д. (1997) Психологический анализ культурных установок. М.; Роузен, Д. (1997) Дао Юнга: Путь целостности. Киев; Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1997) Теории личности. СПб.; Вер, Г. (1998) Карл Густав Юнг. Челябинск; Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1999) Зигмунд Фрейд: хроника-хрестоматия. М.; Wehr, G. (1985) G. Jung: Leben, Werk, Wirkung. Münch.

 



Вл. А. Луков. Вал. А. Луков