Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Чередниченко Галина Анатольевна

Чередниченко Галина Анатольевна (род. 22.11.1950, Москва) — российский социолог, специалист в области социологии образования, социологии молодежи, методологии и методики социологических исследований, методологии и методики международных социологических исследований.

Чередниченко Галина АнатольевнаКандидат философских наук (1980). Доктор социологических наук (2015). Ученый секретарь Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН, ведущий научный сотрудник отдела социологии образования данного Центра. Член Российского общества социологов. Член Международной социологической ассоциации (Комитет № 04 – Социология образования).

Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова в 1973 г. В 1980 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Социальные проблемы выбора профессии и начала трудовой деятельности молодой женщины» (Чередниченко, 1980). В 1990-1995 гг. была на длительных стажировках в Центре европейской социологии (рук. П. Бурдье) в Доме наук о человеке, Париж. В 2015 г. году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме «Формирование образовательных и профессиональных траекторий молодежи: внешние регуляторы и действия субъектов» (Чередниченко, 2014a).

Основные этапы трудовой деятельности: 1973-1991 гг. – младший, затем старший научный сотрудник Института международного рабочего движения АН СССР, Отдела под руководством В. Н. Шубкина. В том числе в 1976 – 1990 гг. – ученый секретарь советской части международных исследовательских проектов «Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе», «Социальные проблемы формирования молодого пополнения рабочего класса», «Социальные проблемы перехода от образования к труду». с 1991 г. – старший, затем ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, Центр социологии образования, науки и культуры, Отдел социологии образования (в н. вр. ФГБУН Институт социологии РАН).

Участник корпуса взаимосвязанных исследовательских проектов изучения образовательных и профессиональных траекторий молодежи, начало которым было положено В. Н. Шубкиным в Новосибирской области в 1962 г. и которые периодически повторялись вплоть до настоящего времени. С 1976 по 1990 гг. участник международных сравнительных социологических исследований, проводившихся учеными шести социалистических стран Европы («Жизненные пути молодежи в социалистическом обществе», «Социальные проблемы формирования молодого пополнения рабочего класса», «Социальные проблемы перехода от образования к труду»). Результаты этих исследований представлены в нескольких монографиях (Трудящаяся молодежь.., 1980; Трудовата младеж.., 1983; Youth and Lаbour.., 1984; Чередниченко, Шубкин, 1985; Константиновский и др., 2001; и др.).

Руководитель и главный исполнитель проектов:«Социокультурное воспроизводство на примере средних специальных школ иностранного языка» (1993-1994, Центр европейской социологии Дома наук о человеке, Париж); "Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношения к ней населения)" (2004).

Разработчик методологических и методическихвопросов исследований, научно-организационный руководитель полевых исследований, автор итоговых отчетов и публикаций ряда исследовательских проектов, таких как:

"Образование и жизненный старт молодежи в изменяющейся России"(2001-2003), "Студент и его работа"(2001), "Социологический анализ формирования и развития системы непрерывного гуманитарного образования" (2002-2003), «Роль непрерывного гуманитарного образования в профессиональном становлении студентов гуманитарных и технических специальностей» (2004), "Образование как фактор дифференциации и интеграции в современной России" (2004–2006),«Эффективность получения образования за рубежом» (2007-2008);"Образовательные и профессиональные траектории молодежи в современной России" (2007-2009)«Рабочая молодежь в условиях инновационного развития российского общества: образовательные и профессиональные траектории» (2009),Рабочая молодежь сегодня: учеба, работа, социальное самочувствие (2010)"Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи"(2013-2014), "Современная молодежь России: человеческий капитал, профессиональные траектории, социальное самочувствие"(2014-2016).Чередниченко Галина Анатольевна

Участник польско-российского исследовательского проекта «Польская и российская молодежь: образование и труд в изменяющемся обществе» (2012-2014). См.:Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / edited by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy. Moscow: Institute of Sociology Russian Academy of Sciences, 2013, p. 164, 1 CDROM.URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=3038. Участник международного исследовательского проекта социологов 8 стран (2013-2016 гг.) "Youth in transition countries – innovative potential, new context, new challenge sand new problems".

 

Соч.: Трудящаяся молодежь: ориентации и жизненные пути (опыт сравнительного международного социологического исследования) (1980) / под общ. ред. Ференца Гажо и Владимира Шубкина. Будапешт.: ИОН при ЦК ВСРП. 595 с.; Трудовата младеж (1983): Резултати от международно сравнително социологическо изследване. София. Изд-во на ЦК на ДКМС, 354 с.; Youth and Lаbour (1984): Results of an International Comparative Sociological Study. Sofia.: Institute of Youth Studies, 307 p.; Dolgozoifjusag: orientaciokeseletutak (1984) (Egynemzet koziosszehasonlito szociologiai kutatastapa sztalatai). Budapest. 238 s.; Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность (1984) / отв. ред. В. Н. Шубкин. М. : Наука. 214 с.; Чередниченко, Г. А., Шубкин, Г. А. (1985) Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М. : Мысль. 240 с.; Социальные аспекты формирования молодого поколения: тенденции, проблемы, опыт (международное исследование) (1986) / под общ. ред. Ене Андич и Владимира Шубкина. Будапешт : ИОН при ЦК ВСРП. 394 с.; Social problems of the youth generation today (1986): International Comparative Study. Sofia : Institute of Youth Studies, 186 p.; Константиновский, Д. Л. и др. (2001) Когда наступает время выбора (Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина ; отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: Изд-во РХГИ. 568 с.; Чередниченко, Г. А. (2004) Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования), монография. СПб. : РХГИ. 503 с.; Чередниченко, Г. А. (2012) Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс]. М. : ИС РАН. 332 с.; Чередниченко, Г. А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований), монография. М. : ЦСП и М. 560 с.; Чередниченко, Г. А. (2016) Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий), монография. СПб. : Изд-во РХГА. 392 с.

 

Авторефераты:Чередниченко, Г. А. (1980) Социальные проблемы выбора профессии и начала трудовой деятельности молодой женщины: автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 21 с; Формирование образовательных и профессиональных траекторий молодежи: внешние регуляторы и действия субъектов: автореф. дис. … д-ра. соц. наук [Электронный ресурс] // Официальный портал ИC РАН. URL: http: // www.isras.ru/publ.html?id=3346.


Коллективные монографии: Константиновский, Д. Л. и др. (2002) Российский студент сегодня: учеба плюс работа / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко. М. : Изд-во ЦСП. 128 с.; Константиновский, Д. Л. и др. (2006) Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, О. Я. Дымарская, Г. А. Чередниченко. М. : Изд-во ЦСП. 263 с.; Константиновский, Д. Л. и др. (2008) Интернационализация образования и российская молодежь: открытия, обретения, результативность / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко. М. : Институт социологии РАН; Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в России (2009) (Теории, наблюдения, биографические интервью. Советы студентам) / ИС РАН, ГАУГН; под ред. В. А. Ядова. М. : ТАУС, 352 с.; Константиновский Д. Л. и др. (2011) Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хохлушкина. М. : Институт социологии РАН. 294 с.; Константиновский Д. Л. и др. (2012) Образование и жизненные пути молодежи (десятилетие 1998–2008) / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко ; Вып. 2. М. : ФИРО, 87 с.; Константиновский Д. Л. и др. (2013) Рабочая молодежь России: количественное и качественное измерения. [Электронный ресурс] / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСИ. 277 с.; Константиновский Д. Л. и др. (2013) Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Е. С. Попова ; edited by Krystyna Szafraniec, David Konstantinovskiy. M. : Institute of Sociology Russian Academy of Sciences, 164р.; Константиновский Д. Л. и др. (2014) Молодежь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСПиМ. 548 с.; Константиновский, Д. Л. и др. (2015) Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования, монография / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСП и М.

 

Отдельные работы последних лет: Чередниченко, Г. А. (2013) Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. № 3. С. 53–74; Чередниченко, Г. А. (2013) Накопление образовательного капитала в ходе трудовой траектории молодых рабочих // Социология образования. № 6. С 22–39; Чередниченко, Г. А. (2015а) Перемены в структуре занятости и образовательных стратегиях молодежи // Грани российского образования. М. : Центр социологических исследований. С. 278–306; Чередниченко, Г. А. (2015b) Запросы рынка труда и образовательные стратегии молодежи. М. 64 с. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / ФИРО; Выпуск. 8); Чередниченко, Г. А. (2015с) Новые структуры занятости и ориентации молодежи // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. М. : Новый хронограф. С. 438–463.

 

Статьи в иностранных журналах: Tcherednitchenko, G. (1993) Unespaceréservé. Les écoles spéciales de langues étrangères en Union Soviétique // Actes de la recherche en sciences sociales. Paris, № 98. P 63–69. URL: http://www.persee.fr/issue/arss_0335-5322_1993_num_98_1

Tcherednitchenko, G. (1995) Les écoles des élites en Russie: leur transformasions et le devenir des élèves //Information des Sciences Sociales. Paris, sept., vol. 34. P 471–490;

Tcherednitchenko, G. (2000) L'école secondaire russe en mutation (d'après la situation à Moscou) // Revu d’etudes comparatives Est-Ouest,. 31, № 3. P 99–125. URL: http://www.persee.fr/doc/receo_0338-0599_2000_num_31_3_3041

Cherednichenko, G. A. (2000) School Reform in the 1990s. Innovations and Social Selection // Russian Education & Society. Vol. 42, P. 6–32. URL: http: // www.tandfonline.com/doi/abs/10.2753/RES1060-939342116

Cherednichenko, G. A. (2003) The Personal Plans of Graduates of Secondary Educational Institutions // Russian Education Society. Vol. 45. Issue 1. Pages: 38–54. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/45/1?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2005) The Life Trajectories of Young People at Different Stages of Education// Russian Education Society. Vol. 47. Issue 5. Pages: 7–29. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/47/5?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2006) The Personal Plans of Secondary School Seniors // Russian Education Society. Vol. 48. Issue 9. Pages: 60–69 URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/48/9?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2009) The Study of Foreign Languages Aboard. Mastery and Results // Russian Education Society. Vol. 51, Issue 4. P. 29–49. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/51/4?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2010) New Developments in the Education and Professional Activity of Young People // Russian Education Society. Vol. 52. Issue 7. P. 3–15. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/52/7?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2011а) The Educational and Professional Trajectories of Secondary School Graduates // Russian Education Society // Russian Education Society. Vol. 53. Issue 8. Pages: 19–35. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/53/8?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2011b) The Employment and Professional Educational Trajectories of Young People // Russian Education Society. Vol. 53. Issue 12. P. 36–66. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/53/12?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2012) The Educational and Professional Trajectories of Working Young People // Russian Education Society. Vol. 54. Issue 11. P. 34–52. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/54/11?nav=tocList

Cherednichenko, G. A. (2013) The Professional Trajectories and Accumulation of Educational Resources of Young People After Acquiring a Secondary Education // Russian Education Society. Vol. 55. Issue 1. P. 336. URL: http: // www.tandfonline.com/toc/mres20/55/1?nav=tocList

 

 

Н. А. Селиверстова