Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Блэкмен Шейн

 

Блэкмен (Blackman) Шейн Дж. (род. 1976) — британский культуролог и социолог, профессор культурологии Кентерберийского университета Церкви Христа (Canterbury Christ Church University, отделение СМИ, искусства и дизайна). Получил известность своими многочисленными эмпирическими исследованиями среди маргинальной молодежи, проведенными с широким применением качественных методов. Выдвинул концепцию скрытой антропологии, которая основывается на его молодежных исследованиях.

До того как начать свою карьеру в социологии и культурологии, Блэкмен работал в музыкальной индустрии в качестве менеджера в Лондоне. Работал в Университете Суррея и Университете Гринвича. Стал стипендиатом Совета по экономическим и социальным исследованиям (ESRC) в Институте образования Лондонского университета, получил докторскую степень (Ph.D) по социологии в 1990 г.

Начал исследовательскую работу в Институте образования в исследовательском проекте «Девушки и выбор профессии». При финансовой поддержке Home Office (департамента Правительства Великобритании, ответственного за иммиграционный контроль, безопасность и порядок, а также за правительственную политику по вопросам безопасности, включая наркотики, борьбу с терроризмом и удостоверение личности) и органов здравоохранения в Лондоне, а также полиции и органов местного самоуправления в Кенте осуществил ряд научно-исследовательских проектов по социологическим и культурологическим аспектам молодежной культуры.

Является консультантом Британского бюро классификации фильмов (Лондон). Работает также в качестве научного сотрудника на кафедре социологии Лондонского университета.

Исследовательские интересы Блэкмена включают этнографию, социальную и культурную теорию, молодежные культуры и субкультуры, популярную музыку, политические аспекты войн наркоторговцев, образовательную программу по наркотикам и предотвращению их потребления, проблемы обучения, феминистскую теорию, исследование жизни бездомных молодых людей, проблемы социального отчуждения. Основные темы, по которым Блэкмен ведет консультирование исследований аспирантов, готовящихся к защите докторских (Ph.D) диссертаций: этнография и обучение, здоровье и этнография, работа с молодежью, алкоголь и наркотики в молодежной культуре, культурный шопинг, популярная музыка в аспекте ее производства и потребления, компьютерные игры, пиратство и молодежь, молодые азиаты и сексуальность.

Ведет активную издательскую работу, в том числе в журналах, освещающих результаты молодежных исследований. Входил, в частности, в редколлегии журналов «Images, YMCA Journal of Reflective Practice» (1995–2004), «Journal of Youth and Policy» (1993–1998), «Journal of Youth Studies» (1988–2011). С 2011 г. — зам. главного редактора «Journal of Youth Studies», с 2012 г. — зам. главного редактора журнала «Young: Nordic Journal of Youth Research». Входит в состав редколлегий ряда международных журналов по проблематике социологии, в том числе качественных методов социологического исследования.

Особый интерес в научном сообществе вызывает концепция Блэкмана скрытой этнографии, которая им была осмыслена и сформулирована на основе самоанализа как практического социолога и культуролога, в эмпирических исследованиях непосредственно получавшего исследовательскую информацию от молодежи, в том числе т. н. неблагополучной. В 2014–2016 гг. неоднократно выступал на международных конференциях (в Португалии, Дании, Финляндии и др.) по вопросам, затрагивающим тематику скрытой этнографии. В частности, на Исследовательском семинаре в Датском национальном центре социальных исследований (Копенгаген, 18.04.2016 г.) выступил с докладом  «Эмоциональное воображение в этнографии: к теоретическому пониманию рефлексивной социологической работы в полевых исследованиях среди молодежи» (Emotional imagination in ethnography: towards a theoretical understanding of reflexive sociological fieldwork with young people).

См. также статью «Скрытая этнография».

 

Соч.: Blackman, S. J. (1992) Pro-school pupils: a case study on ''boffin'' girls and boys inside and outside school // Youth and Policy. No. 32. P. 1–9; Blackman, S. J. (1994) Comparative youth skill acquisition in England and Germany // Youth and Policy. No.43. P. 1–23; Blackman, S. (1995) Youth: positions and oppositions - style, sexuality and schooling, Aldershot: Avebury Press. 269 p.; Stears, D., Clift, S. M. and Blackman, S. J. (1995) Health, sex and drugs education - rhetoric and reality // Ahier, J. and Ross, A., eds. Social Subjects within the Curriculum: Children's Social Learning in the National Curriculum. Falmer Press;  Blackman, S. (1996) Drugs Education and the National Curriculum, Home Office, Drugs Prevention Paper 11, Central Drugs Prevention Unit: Home Office London. 74 p.; Blackman, S. J. (1996) Has drug culture become an inevitable part of youth culture? A critical assessment of drug education // Educational Review. No. 48 (2). P. 131–142; Blackman, S. J. (1997) 'Destructing a giro': a critical and ethnographic study of the youth 'underclass' // MacDonald, R., ed. Youth, the 'Underclass' and Social Exclusion. London : Routledge. P. 113–129; Blackman, S. J. (1997) 'Trying all the options' or 'Ageny hoppers': Two views of the young homeless story // Images: YMCA Journal of Reflective Practice. No. 3 (2). P. 6–9; Blackman, S. J. (1998) 'Poxy Cupid': an ethnographic and feminist account of a resistant female youth culture - the New Wave Girls // Skelton, T. and Valentine, G., eds. Cool Places: Geographies of youth cultures. London : Routledge. P. 207–228; Blackman, S. J. (1998) Disposable generation? An ethnographic study of youth homelessness in Kent // Youth and Policy. No. 59. P. 38–56; Blackman, S. J. (1998) Youth homelessness and social exclusion (editorial introduction) // Youth and Policy. No. 59. P. 1–7; Blackman, S. J. (2001) Youth marginality under 'Postmodernism' // France, A., ed. Culture and Citizenship. London: Sage. P. 180–197; Blackman, S. (2004) "Chilling Out": the cultural politics of substance consumption, youth and drug policy. Maidenhead : McGrawHill-Open University Press. 230 p.; Blackman, S. (2005) Youth Subcultural Theory: a critical engagement with the concept, its origins and politics, from the Chicago School to post modernism // Journal of Youth Studies. Vol.  8, No.1. P. 1–20; Blackman, S. (2007) 'Hidden  Ethnography': crossing  emotional  borders  in  qualitative  accounts  of young  people's  lives // Sociology, Vol. 41, No. 4. P. 699–716; Blackman, S. J. (2007) ‘See Emily play’: youth culture, recreational drug use and normalization // Simpson, M., Shildrick, T. and MacDonald, R., eds. Drugs in Britain: Supply, Consumption and Control. London : Palgrave-Macmillan. P. 39–59; Blackman, S. J. (2009) Young people, drugs and alcohol consumption // Furlong, A., ed. International Handbook of Youth and Young Adults. Oxford, UK : Routledge. P. 269–275; Blackman, S. J. (2010) Rituals of intoxication: young people, drugs, risk and leisure // Bramham, P. and Wagg, S., eds. The New Politics of Leisure and Pleasure. Basingstoke, UK : Macmillan; Blackman, S. J. (2010) ‘The ethnographic mosaic’ of the Chicago School: critically locating Vivien Palmer, Clifford Shaw and Frederic Thrasher’s research methods in contemporary reflexive sociological interpretation // Hart, C., ed. Legacy of the Chicago School: a Collection of Essays in Honour of the Chicago School of Sociology During the First Half of the 20th Century. Kingswinford : Midrash Publishing. P. 195–215; Shildrick, T. MacDonald, R. and Blackman, S. (2010) (eds.) Young People, Class and Place. London : Routledge. 140 p.; Blackman, S. J. (2010) Youth subcultures, normalisation and drug prohibition: The politics of contemporary crisis and change? // British Politics. No. 5 (3). P. 337–366; Blackman, S. J. (2012) Model girls in magazine culture: young women, feminism and the American dream. Fashioning Teenagers: A Cultural History of Seventeen Magazine by Kelley Massoni Walnut Creek, CA: Left Coast Press, 2010 // Symbolic Interaction. No. 35 (4). P. 501–503; Blackman, S. and Commane, G. (2012) Double reflexivity: the politics of fieldwork and representation within ethnographic studies of young people // Heath, S. and Walker, C. (eds.) Innovations in Researching Youth. London : Palgrave. P. 229–247; Blackman, S. J. (2014) Subculture // Heith, J., Copes, C. and Forsyth, J., eds. Encyclopedia of Social Deviance. Thousand Oaks, CA. : SAGE. P. 707–711; Blackman, S. J. (2014) Subculture theory: an historical and contemporary assessment of the concept for understanding deviance // Deviant Behavior. No. 35 (6). P. 496–512; Blackman, S. J. and Measham, F. (2014) Drug normalization // Heith, J., Copes, C. and Forsyth, J., eds. Encyclopedia of Social Deviance. Thousand Oaks, CA. : SAGE. P. 285–295; Blackman, S. J. and Wilson, A. (2014) Psychotic (e)states: where anti-social behaviour is merged with recreational drug use to signify the social problem group // Pickard, S., ed. Anti-Social Behaviour in Britain. Basingstoke : Palgrave Macmillan. P. 285–295; Blackman, S. J., Doherty, L. and McPherson, R. (2015) Normalisation of Hedonism? Challenging convergence culture through ethnographic studies of alcohol consumption on young adults - a feminist exploration // Staddon, P., ed. Women and alcohol: social perspectives. Bristol : Policy Press. P. 45–64; Blackman, S. J. (2016) The emotional imagination: exploring critical ventriloquy and emotional edgework in reflexive sociological ethnography with young people // Blackman, S. J. and Kempson, M., eds. The Subcultural Imagination: Theory, Research and Reflexivity in Contemporary Youth Cultures. London : Routledge.

 

Вал. А. Луков