Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Холл Стэнли Гренвилл

 

 

Холл Стэнли Гренвилл (Hall G. Stanly) (01.02.1846, Ашфилд, штат Массачусетс, — 24.04.1924, Вустер, штат Массачусетс) —американский психолог, один из основателей педологии (науки о детях). Холл — автор первого по времени публикации обобщающего исследования по молодежной проблематике.

Холл Стэнли ГренвиллПосле защиты докторской диссертации под руководством У. Джемса в Гарвардском университете он учится в 1878–1880 гг. в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В. Вундта (в его Лейпцигской лаборатории экспериментальной психологии — первой в мире). Вернувшись в США, Холл начал преподавать психологию в университете Дж. Хопкинса, где в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию — пока еще по усвоенным немецким образцам. Но, создавая в 1889 г. первую педологическую лабораторию, Холл проявляет оригинальность замысла, по сути междисциплинарного. С 1888 по 1920 г. Холл — профессор психологии и президент Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс). Увлеченный психоанализом З. Фрейда, организовал его приезд (в сопровождении Ш. Ференци и К. Г. Юнгом) в 1908 г. в США на 20-летний юбилей Университета Кларка и для выступления с лекциями. Фрейд прочитал пять лекций в Университете Кларка, на которые собрались видные американские ученые (среди них У. Джемс), что дало мощный толчок для продвижения психоанализа в США. Издание американских лекций Фрейда сопровождалось авторским посвящением Холлу (Freud, 1948: 5).

Холл Стэнли Гренвилл

 

С именем Холла связано издание в 1887 г. первого в США психологического журнала «American Journal of Psychology», в 1891 г. — журнала по возрастной психологии, в 1915 г. — журнала по прикладной психологии, он — один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации.

Формируя подходы к изучению детской психологии, Холл исходил из целей освобождения американских психологических концепций от европейского влияния. В 1893 г. в своем выступлении на Всемирной выставке в Чикаго он подчеркивал: «До настоящего времени мы ездили в Европу, чтобы учиться психологии. Давайте же сделаем центром наших интересов психологию ребенка, и тогда в Америке будет собственная психология» (цит.: Шульц Д., Шульц С. Э., 1998: 211). Холл организовал циклы лекций по возрастной психологии для учителей американских школ, которых включил в исследовательский процесс: через учителей — слушателей лекций он вел опрос учащихся разных возрастов (от 10 лет до 25 лет) относительно их представлений об окружающем мире, их чувствах, оценке окружающих людей, ранних воспоминаниях, соблюдения религиозных и нравственных норм. Полученные данные (несколько тысяч ответов) были статистически обработаны и систематизированы по возрастным группам. Считая «метод анкет» (как тогда называли анкетный опрос) ориентировочным средством, «методом по раскопке поверхности», Холл сделал дальнейший шаг: он попытался теоретически осмыслить полученный результат, что и составило основу его работы над формированием теории молодежи. В 1904 г. он опубликовал книгу «Юность» (в двух томах, их объем — около 1,5 тыс. страниц) — первую теоретическую работу, в которой обнаруживаются ростки психологии и социологии молодежи как относительно самостоятельных научных дисциплин (Hall, 1904). Холл Стэнли ГренвиллЗамысел Холла отличала масштабность: исследователь поставил себе целью охарактеризовать не только психологические основы юности, но и поставить ее в контекст современной ему психологии, антропологии, социологии, исследований в области сексуального поведения, преступности, религии и образования (что отражено в полном названии книги: «Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education»). Фактически уже в этой первой по времени создания теории молодежи наметился путь к междисциплинарности молодежных исследований, который определил подходы в таких исследованиях ХХ и XXI вв. (Луков, 2015).

О стремлении Холла к междисциплинарности свидетельствуют первые главы 1-го тома, ориентированные на данные биологии  — увеличение роста и веса (Hall, 1904a: 1–50) и т. д.), и последние главы 2-го тома, в частности глава XV, посвященная социальным инстинктам и институциям, где появляются социологические мотивы (Hall, 1904b: . 363–448), глава XVI об интеллектуальном развитии и образовании, где сильна тематика педагогики (Ibid.: 449–560), глава XVII об образовании девушек, где закладывались основы ныне активно развивающейся гендерологии (Ibid.: 551–647). Холл Стэнли ГренвиллХолл широко использовал в качестве источника данные, почерпнутые из художественной литературы и из опубликованных текстов биографического характера — в главе VIII «Юность в литературе, биографиях и истории» (Hall, 1904a: 513–589), где, среди прочего, подробно изложены дневники Марии Башкирцевой, которые она начала писать в 12 лет и завершила по случаю скоропостижной кончины в 23 года; дневники были опубликованы в 1887 г. и сразу приобрели мировую известность; для Холла — это важный источник по теме его исследования (Ibid.: 554–559).

На базе двухтомника с учетом того интереса, который вызвало его издание, Холл подготовил и опубликовал его сжатое изложение под названием «Youth» (Hall, 1906). Книга стала читаемой и в Европе, ее знали наиболее активные исследователи молодежных проблем (например Ш. Бюлер), ее переиздали в Лондоне в 1905 г. (Hall, 1905) и в изложении на французском языке в Париже  в 1909 г. (Compayré, 1909).

В основе книги Холл лежала его теория, согласно которой в развитии человека действует закон рекапитуляции, т. е. сжатого повторения основных этапов развития человечества в психическом развитии индивида. Это положение восходило к биогенетическому закону Э. Геккеля, и его аналоги довольно широко применялись в современной Холл психологической науке: Э. Клапаред, В. Штерн и ряд других видных психологов того времени опирались на этот закон как на объяснительный принцип в изучении проблем детской и педагогической психологии (Ярошевский, 1976: 279). Но Холл шел дальше других в конкретизации этого общего положения и в стремлении свести детерминацию человеческих поступков и фактов сознания к внутрибиологическим источникам. Детские игры, например, Холл трактовал как проявление и изживание в безобидной форме охотничьего инстинкта первобытных людей, подростковые игры рассматривались как воспроизведение действий воинственных племен и т. д. Аналогично этому юность понималась как период между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослостью (эпохой развитой цивилизации), это переходный, кризисный период (эпоха хаоса), в котором животные проявления натыкаются на требования общества, на социальный контроль. Исследователь анализировал факты, вроде игры с луками, хороводов и т. д., которые трактовал как отголоски игровой форме жизни первобытного человека. Он усматривал в боязни кошек пережиток, пришедший из времен, когда те были еще дикими, в копании в песочнице — связь с пещерным человеком, в стремлении ребенка к воде — отражение генетической связи человека с животными, вышедшими из водной стихии. Такие сопоставления рядом видных психологов начала ХХ в. были оценены как «чудовищные натяжки» (Э. Торндайк, К. Гроос).

Вслед за Руссо Холл определяет юность как «второе рождение» человека, это период бунта («бури и натиска»), он наполнен стрессами и конфликтами, доминанты этого периода — нестабильность, энтузиазм, смятение. Если ребенок, согласно закону рекапитуляции, воспроизводит присущие филогенетическому развитию человечества инстинкты, то юноша — чувства. Холл писал: «Если в душевной жизни ребенка мы отмечаем наследственное влияние первобытных предков, до примитивных организмов включительно, то теперь <в юности> влияют главным образом более близкие к нам культурные генерации. Так же как при рождении природа наделяет ребенка основными психофизическими способностями, дифференцирующимися и совершенствующимися при дальнейшем развитии, так и теперь новые вклады являются родовыми, и развертывающиеся из них побочные психические свойства постепенно дифференцируются из тех чувств, инстинктов, импульсов, склонностей, задатки которых являются продуктами второго наследства. Таким образом, в некотором отношении ранний юношеский возраст является для высшей природы человека как бы детством... В этом возрасте появляются не существовавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного "я”». (Перевод Л. С. Выготского — Выготский, 1929: 55–56).

Заслуга Холла состоит в том, что он впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера юноши (подростка). Им, в частности, были выделены 12 антитез — противоречий, между которыми колеблется юность: чрезмерная активность сменяется упадком сил, неистовая веселость — унынием, самоуверенность — застенчивостью и трусостью, стремление к высокому — низменными страстями, общительность — потребностью в уединении и т. д. По Холлу, альтруизм и эгоизм в этом возрасте постоянно переходят друг в друга, живая любознательность легко сменяется «умственным равнодушием и сумасбродством», активность образного восприятия контрастирует с тягой к абстрактным рассуждениям.

Небезынтересно установление исследователем присущего юности противоречия между реформаторскими устремлениями и рутинерством. Если к инновационности во множестве современных трактовок свойств молодости внимание исследователей велико, то рутинерство молодежи не получило научного осмысления и не изучено на эмпирическом уровне.

В итоге содержание периода юности представлено американским исследователем как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности, на что обращено внимание к последующей литературе (Обухова, 1995: 278). Но отсутствие достаточно развернутого рассмотрения реального социального контекста поведения и сознания молодого человека (кроме отдельных аспектов) в конце концов определило слабость теоретической конструкции «Юности». Даже вошедшее в современное социологическое и психологическое знание как общее место утверждение о кризисном характере перехода от детства к взрослости оказалось применимым лишь для культурной модели европейского типа.

В отечественной учебной, справочной, теоретической литературе по социологии молодежи принято называть имя Холла при характеристике основных направлений молодежных исследований (Ковалева, Луков, 1999; Волков и др., 2001; Чупров, Зубок, 2011; Луков, 2008, 2012).

 

Соч.: Hall, G. Stanly (1904a) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton and Company. Vol. 1. ХХ, 589 p.; Hall, G. Stanly (1904b) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton and Company. Vol. 1. 784 p.; Hall, G. Stanly (1905) Adolescence. 2 Vol. London; Hall, G. St. (1906) Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene. N. Y.–Chicago : D. Appleton and Company. X, 379 p.

Лит.: Compayré, G. (1909) L’Adolescence, étude de psychologie et de pédagogie. Paris : F. Alcan. 218 p.; Freud, S. (1948) Gesammelte Werke : Chronologisch Geordnet / Hrsg. von A. Freud u. a. London : Imago Publ. Co. Ltd. Bd. 8. 502 S.; Волков, Ю. Г., Добреньков, В. И., Кадария, Ф. Д. и др. (2001)  Социология молодежи : учеб. пособие / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д : Феникс. 575 с.; Выготский Л. С. Педология подростка: Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. 172 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2008) Холл Гренвил  Стэнли // Социология молодежи :  энциклопедич. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с. С. 555–557;  Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Луков, В. А. (2015) Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы / под ред В. Бажанова, Р. В. Шольца. М. : Изд. дом «Навигатор». 564 с. С. 484–501; Обухова, Л. Ф. (1995) Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола. 357 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Шульц, Д., Шульц, С. Э. (1998) История современной психологии. СПб. : Евразия. 526 с.; Ярошевский, М. Г. (1976) История психологии. 2-е изд., перераб. М. : Мысль. 463 с.

 

 

 

 

 

Вал. А. Луков