Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Леванов Евгений Егорович

 

Леванов Евгений Егорович (12.08.1935 — 2001) — российский социолог, исследователь проблем трудовой и общественной активности молодежи, политической системы советского и постсоветского общества. Кандидат философских наук (1974), доктор социологических наук (1990).

На кафедре конкретных социологических исследований Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ под руководством В. И. Мухачева провел исследование по проблемам участия рабочей молодежи в управлении социалистическими предприятием, которое легло в основу его кандидатской диссертации (Леванов, 1974). Диссертация была защищена в Академии общественных наук при ЦК КПСС. В ней Леванов трактует участие молодых рабочих в управлении производством  как их «активную управленческую деятельность на всех этапах управленческого цикла посредством форм и методов общественного управления, оптимизирующую функционирование и развитие предприятия и процесс коммунистического воспитания молодежи» (там же: 6). В этой связи выделены условия, необходимые для реализации широкого участия рабочей молодежи в управлении производством, в том числе высокий культурно- технический уровень, увеличение свободного времени, «определенный, снимающий повседневные заботы об удовлетворенности первоочередных жизненных потребностей, уровень материального благосостояния» и др. (там же: 9). Эти и другие характеристики выражены в проведенном Левановым эмпирическом исследовании в системе показателей, которые применены к различным профессиональным группам молодых рабочих, которые были разделены на четыре  кластера: «модельщики» (к ним Леванов отнес разметчиков, закройщиков обувных предприятий, модельщиков литейного производства, грузчиков, не использующих машин и механизмов), «подсобники» (грузчики на конвейерах и транспортерах, сортировщики, фасовщики, стропольщики), «машинисты» (токари, машинисты, вивщики, а также браслетчики и машинисты резиносмесмтелей шинной промышленности, операторы полуавтоматов обувных предприятий), «наладчики» (наладчики, настройщики, электрослесари-ремонтники) (там же: 13). Такое разделение позволило показать неравномерность включения молодых рабочих в процесс управления производством, лишь в кластере «наладчики» был зафиксирован как свойственный молодым рабочим высокий уровень активности в управленческом процессе. При этом исследование выявило противоречие: «наладчики» меньше других групп молодых рабочих представлены в общественных органах управления, хотя хотели бы участвовать в нем больше, чем представители других групп.

Работал в научных подразделениях ВКШ при ЦК ВЛКСМ, а с 1976 г. после создания на их базе НИЦ ВКШ  — в этом центре, в отделе исследования проблем социальной активности работающей молодежи. В ряде авторских публикаций Леванова 1970-х гг., а также вышедших в те же годы под его редакцией сборниках научных трудов представлены результаты эмпирических исследований по вопросам участия рабочей молодежи в управлении производством (Леванов, Мухачев, 1975; Развитие трудовой…, 1977; Пути участия…, 1978; Проблемы формирования…, 1978). В 1980-х гг. занимался исследованиями политической культуры молодежи (Леванов, 1986; Политическая культура…, 1987).

Наибольшую известность из работ Леванова получила его книга «Автограф будущего», в которой представлены исследования политического становления молодежи, в том числе в аспекте ее роли в управлении государственными и общественными делами (Леванов, 1989a).

В 1990 г. в Центре социологических исследований АОН при ЦК КПСС Леванов защитил в форме научного доклада диссертацию на соискание доктора социологических наук (одну из первых после включения этого направления в классификатор научных специальностей ВАК) на тему «Общественно-политический потенциал молодежи: состояние, проблемы и пути реализации. (Опыт социологического анализа)» (Леванов, 1990).  В диссертации, в частности, заметное место заняло осмысление исследований, которые Леванов проводил в конце 1980-х гг. по вопросам неформальных молодежных объединений. Было, например, показано, что информационным ресурсом возникновения таких объединений стало появление «неформальных» периодических изданий (там же: 33). Роль Леванова как одного из тех, кто в 1980-е гг. начал изучать неформальные молодежные движения в СССР, отмечена в литературе по истории отечественной социологии (Семенова, 1998; Социология молодежи, 2001: 24: Луков, 2012: 460).

К вкладу Леванова в социологию молодежи могут быть отнесены:

1) трактовка отражения молодежью общественных потребностей. Леванов поддерживал концепцию, в соответствии с которой молодежь рассматривается как временнàя группа, сущность которой определяется ее переходом от объекта к субъекту общественных отношений, но с существенным уточнением, что «здесь не вскрыта еще одна сущностная черта молодого чело­века, которая при детальном анализе обращает на себя внимание: как нам представляется, молодежь острее, чем другие социально-демографические группы, чувствует историческое время, быстрее улавливает его требования; при этом молодежная среда адекватно отражает не только новые общественные потребности, но и в такой же мере несовершенство форм их реализации» (Леванов, 1989b: 148);

2) трактовка социального самочувствия молодежи в связи с проблемой ее политической культуры. Эта трактовка возникла у Леванова в ходе подготовки к исследованию «Комсомол и формирование политической культуры молодежи в условиях обострения идеологической борьбы». В нем «социальное самочувствие различных категорий молодежи» было рассмотрено как понятие-фактор (Леванов, 1986: 83), позволяющее зафиксировать идентификацию молодежи с обществом. «А данное обстоятельство является, в свою очередь, одним из существенных факторов срабатывания социального механизма преемственности поколений…» (там же: 84);

3) обнаружение эффектов поляризации в политическом сознании молодежи. Наличие этих эффектов предполагает интерпретацию и операционализацию понятия поляризации политического сознания применительно к молодежной среде. В частности, в исследовании «Комсомол и формирование политической культуры молодежи в условиях обострения идеологической борьбы» было выявлено, что доля разъясняющих другим людям политику партии по собственной инициативе, а не по поручению общественных организаций возросла до 35–45% опрошенных. «Таких показателей мы раньше никогда не знали» (там же: 85). Из такого рода наблюдений за политическим поведением молодежи вытекает поставленная в более позднее время другими исследователями проблема социальной реальности и ее социологического отражения (границы мифологизации). В частности, обращается внимание на существенное расхождение результатов двух исследований по политической культуре молодежи: в первом, проведенном в 1984 г. под руководством Е. Е. Леванова и А. И. Шендрика, было показано, что от 60 до 84% опрошенных молодых людей (84% — среди студентов) считали, что марксизм-ленинизм является единственно верным учением; во втором исследовании, проведенном всего через пять лет по тому же инструментарию и с теми же подходами к выборке, лишь 29% считали так же. Эти расхождения не являются ошибкой исследователей, а отражают особенности трансформации в переходные эпохи еще не сформированного мировоззрения молодежи (Луков, Миневич, 2005: 28–29).

 

Соч.: Леванов, Е. Е. (1974) Проблемы участия рабочей молодежи в управлении социалистическими предприятием на современном этапе научно-технического прогресса : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 20 с.; Леванов, Е. Е., Мухачев, В. И. (1975) Вопросы участия рабочей молодежи в управлении производством на современном этапе научно-технического прогресса : учеб. пособие / Высш. комс. школа при ЦК ВЛКСМ. М. : ВКШ. 89 с.; Развитие трудовой и общественно-политической активности молодежи (1977) : сб. науч. трудов / Е. Е. Леванов (отв. ред.) и др. М. : ВКШ. 170 с.; Пути участия молодежи в ускорении научно-технического прогресса (1978) : сб. статей / редкол.: Е. Е. Леванов и др. М. : ВКШ. 96 с.; Проблемы формирования достойной смены рабочего класса в условиях развитого социализма (1978) : сб. науч. тр. / Е. Е. Леванов (отв. ред.) и др. М. Вып. 2. 104 с.; Леванов, Е. Е. (1986) Политическая культура молодежи: некоторые вопросы ее исследования и развития // Наука о молодежи-85 : материалы науч.-практич. конференции / ВКШ при ЦК ВЛКСМ. М. 204 с. С. 81–89; Политическая культура молодежи (1987) : сб. н. трудов / отв. ред. Е. Е. Леванов, Ф. Э. Шереги. М. : ВКШ. 132 с.; Леванов, Е. Е. (1989a) Автограф будущего: Размышления о проблемах политического становления молодежи, ее действительной и возможной роли в управлении государственными и общественными делами. М. : Советская Россия. 252,[2] с.; Леванов, Е. Е. (1989b) Участие молодежи в управлении: связь с будущим // Молодежь в процессе обновления. М. С. 148–150; Леванов, Е. Е. (1990) Общественно-политический потенциал молодежи: состояние, проблемы и пути реализации : (Опыт социологического анализа) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 47 с.

Лит.: Семенова, В. В. (1998) Социология молодежи // Социология в России / под ред. В. А. Ядова. 2-е изд., перераб. и доп.  М. : Изд-во Ин-та социологии РАН. 695 с.  С. 130–147; Социология молодежи (2001) : учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др. ; под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д : Феникс. 575 с.; Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2005) Будущие политики: Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 128 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 

Вал. А. Луков