Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Фрейд Анна

 

Фрейд (Freud) Анна (3.12.1895, Вена – 8.12.1982, Лондон) – психоаналитик, дочь, ученица и один из наиболее верных последователей Зигмунда Фрейда.

Фрейд АннаПолучив педагогическое образование (1914), работала учительницей. С 1923 г. – преподаватель и директор Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Член Венского психоаналитического общества (1924). В 1938 г. эмигрировала с отцом в Великобританию, жила в Лондоне. Руководила основанным ею детским домом (1940–1945), Клиникой терапии детей и образовательным центром подготовки детских психоаналитиков (с 1952 г.). Разрабатывая новое направление фрейдизма – детский психоанализ, уделила особое внимание технике исследования незрелой детской психики при ограниченности вербализации (Freud, 1927). Фрейд Анна

К социологии молодежи наибольшее отношение имеют идеи защитных механизмов в детском и пубертатном возрасте (например, выделение идентификации с агрессором и формы альтруизма) в работе «Психология "Я” и защитные механизмы» (Freud, 1936), которая после выхода варианта на английском языке (Freud, 1946) принесла ей мировую известность. Книга была издана в русском переводе (Фрейд, 1993, 1999).

Представляя позицию классического фрейдизма о молодежи, подчеркивала: «Психоанализ не разделяет взгляда, согласно которому сексуальная жизнь человека начинается в период полового созревания» (Фрейд, 1993: 109). Это замечание Анны Фрейд как нельзя лучше проясняет специфику психоаналитического подхода к юности в отличие от других направлений в психологии. В силу того, что психоанализ не сосредоточивался на исследовании юности, он смог дать импульс для оригинальных интерпретаций сущности и содержания молодежного возраста.

Фрейд АннаСреди работ Анны Фрейд – «Психоанализ для учителей и родителей (1931), «Война и дети» (1944), «Норма и патология в детстве» (1966).

Почетный доктор Университета Кларка (США), Венского университета (Австрия).

 

Соч.: Freud, A. (1969) Gesammelte Werke: Bd. 1–7. N. Y.; Freud, A. (1927) Einführung in die Technik der Kinderanalyse. W.; Freud, A. (1936) Das Ich und die Abwehrmechanismen. W., 1936; англ. вар. — Freud, A. (1946) The Ego and the mechanisms of defense. N. Y. В рус. пер. – Фрейд, А. (1927) Введение в технику детского психоанализа / пер. с нем. и предисл Я. М. Когана. Одесса, 1927. 98 с.; Фрейд, А.  (1993) Психология «Я» и защитные механизмы. М. : Педагогика-Пресс. 144 с.; Фрейд, А. (1999) Теория и практика детского психоанализа : пер. с англ. и нем. М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. Т. 1. 384 с.; Т. 2. 400 с.

Лит.: Асмолов, А. (1993) Детский психоанализ // Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М. : Педагогика-Пресс. 144 с. С. 5–6; Обухов, Я. Л. (1994) Детская агрессивность и проблема анального характера в концепции Анны Фрейд // Российский психоаналитический вестник. 1993–1994. № 3–4. С. 136–144; Обухов, Я. Л. (1996). Анна Фрейд // Психоаналитический вестник. 1996. № 5. С. 45–49; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 361 с.

 

Вал. А. Луков, Вл. А. Луков