Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Роззак Теодор

 Роззак (Roszak)Теодор  (в другом переводе Рошак) (15.11.1933, Чикаго, штат Иллинойс, США — 5.07.2011, Беркли, штат Калифорния, США) — американский социолог, философ. Почетный профессор истории и заведующий кафедрой общего образования в Калифорнийском университете.

Роззак ТеодорПолучил степень бакалавра в Калифорнийском университете и степень доктора (PhD) по историческим наука в Принстонского университете. До прихода в Калифорниийский университет преподавал в Стэнфордском университете, Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) и Университете Сан-Франциско. В 1960-е годы жил в Лондоне, где редактировал газету «Новости мира». Написал ряд работ по исследованию кризиса технократического общества (Roszak, 1978).

Наиболее известен книгой «Создание контркультуры: Размышления о технократическом обществе и его молодежной оппозиции» (The making of counter culture: Reflection on the Technocratic Society and its Youthful Opposition, 1969), в которой развернута теория контркультуры как результат осмысления новых процессов в молодежном движении США и странах Европы в 1960-е годы.Роззак Теодор

Одна из ведущих тем исследований Роззака — взаимоотношения науки и гуманизма. В его понимании картины мира человеческие ценности обладают свойством придавать смысл природе, а утрата естественной наукой этого смысла означает деградацию гуманизма и составляет моральную проблему. В этом ключе Роззак осмысливает и феномен контркультуры. Написанная для читателя с высоким уровнем гуманитарного образования, книга о контркультуре (как и другие публикации Роззака) сохраняет характерные признаки специальной научной литературы. Тем не менее ввиду особой актуальности темы она оказалась замеченной далеко за пределами профессионального круга автора. Книга, в частности, была номинирована на получение Национальной премии в области книгоиздания. В документальном телесериале BBC The Long Search (1977), посвященном образу жизни представителей различных религий и культурных стилей, был одной из ведущих фигур серии об «альтернативных образах жизни в Калифорнии».

Контркультура рассматривается Роззаком как молодежный вызов традиционной культуре, основанной на рационализме и не сумевшей защитить человека от угрозы термоядерной войны (одной из доминант общественного беспокойства того времени). Это — вызов технократии, под которой автор понимает «ту социальную форму, в границах которой индустриальное общество достигает пика своей организационной интеграции. Это идеал, который люди обычно держат в голове, когда говорят относительно обновления, модернизации, рационализации, построения планов» (Roszak, 1970: 5). Но в то же время, подчеркивает Роззак, этот рационалистический идеал превратился в нечто естественное для общества, его нормативность перешла на аффективный уровень (технократия — это «выражение великого культурного императива, разделяемая большинством мистика своего рода» (Ibid.: XIV). Вот почему ответ молодежи находится вне сферы рациональных аргументов. Альтернативное будущее возможно как реализация молодежного романтизма, ведущего к власти воображения. От политики к поэзии, превращающейся в революционную силу, — таков, по Роззаку, путь, который предложен обществу нонконформистской молодежью. Контркультура «взывает в большей степени к личностному значению человеческих сообществ, чем к техническим и индустриальным ценностям», причем радикальная критика технократии здесь осуществляется «в гораздо большей степени, чем это свойственно любым традиционным идеологиям» (Ibid: 206).

Роззак ТеодорПо оценке Роззака, концепция контркультуры питалась и из таких источников, как «анархическая гештальт-терапия» П. Гудмена, «апо­калиптический телесный мистицизм» Н. Брауна, «дзен­психиатрия» А. Уатса, «оккультный нарциссизм» Т. Лири (Ibid: 84, 124, 155, 178 etc.).

Идея «визионерского воображения», присущего молодежи (прав­да, не всей, отмечает Роззак, а прежде всего, в основном, той студенческой массы, которая проживает в университетских кампусах), т. е. способности видеть мир в его истинном свете, без искажающего влияния технократического культурного императива представляется ключевой для роззаковского понимания контркультуры. Его разбор этого феномена через анализ теоретических источников и художественных текстов (стихов Аллена Гинзберга и др.) отражает  намерение автора в ростках новых культурных форм искать тенденцию культурных изменений и, более того, делать на этом основании общесоциологические обобщения. В итоге тотальное разрушение западной рациональности осмысливается у Роззака в связи с феноменом  молодежного бунта. В бунте молодежи, студенчества он видит действительную культурную альтернативу.

В своем выступлении на XX Всемирном философском конгрессе Роззак утверждал, что наш период истории столь безгранично насыщенный опасностями, требует от нас большего, нежели простое выживание, большего, нежели социальная революция, сколь бы необходима она не была. Он требует регенерации жизненных сил на более тонком, более трепетном уровне бытия. Нам отчаянно необходимо вырасти из того унылого и немощного образа человека, отмечал Роззак, который мы унаследовали от двух предыдущих столетий индустриализма. Для этого необходима радикально измененная концепция самих себя, наших первичных нужд, нашего места в природе, нашего призвания в космосе. Сегодня перед нами развертывается картина нас самих уже не Homo faber, не Homo eco nomicas, а человечества транцендентного, искателя смысла. В данном подходе Роззак совмещает два контекста: 1) кризис духовности как следствие безудержного рационализма и техницизма; 2) идея эволюции духовности.

Позиции Роззака критически оценивались в литературе по философии культуры и социологии молодежи как стремление экстраполировать тенденции, характерные для некоторой части молодежи на общество в целом (Контркультура…, 1976; Давыдов, Роднянская, 1980; Шендрик, 2005; Ковалева, Луков, 1999; Луков, 2012). В отечественной литературе идея контркультуры в основном критиковалась, однако в последние годы она воспринята как один из возможных путей социокультурного развития.

 

Соч.: Roszak, Th. (1970) The Making of a Counter Culture: Reflections of the Technocratic Society and Its Youthful Opposition. London; Roszak, Th. (1978) Personal/Planet: The Creative disintegration of industrial society. Garden City (N. Y.). В рус. переводе — Рошак, Т. (2014) Истоки контркультуры. М.: АСТ. 384 с.

Лит.:  Контркультура, идеология и политика (1976). М.; Давыдов, Ю. Н., Роднянская, И. Б. (1980) Социология культуры. Критический анализ. М.; Шендрик, А. И. (2005) Социология культуры. М.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи. М.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи. Междисциплинарный анализ. М.

 

Вал. А. Луков