Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Погорский Эдуард Константинович

Погорский Эдуард Константинович (род. 17.08.1989, г. Саратов) — российский социальный философ, исследователь проблем информационного общества и связанных с ним молодежных проблем и проблем образования.

Погорский Эдуард КонстантиновичВ 2010 г. окончил факультет экономики и управления Московского гуманитарного университета, в период с 2010 по 2013 г. обучался в аспирантуре МосГУ под руководством Вал. А. Лукова, в соавторстве с которым написал монографию «Информационное общество и молодежь» (Луков, Погорский, 2014) и ряд статей (Луков, Погорский, 2011abc, 2012abc).

В 2013 г. защитил кандидатскую диссертацию по социальной философии на тему «Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества» (Погорский, 2012a). В диссертации и публикациях Погорского (Погорский, 2011adef, 2012cef) дана трактовка информационного общества и в соответствии с ней инновационности молодежи как (1) свойства порождать новые смыслы как компенсацию недостатка социокультурного опыта, конструировать на их основе картины мира и проектировать стили жизни, которые становятся источником социокультурных изменений; (2) способности к осуществлению социокультурных изменений, которая реализуется при соответствующих общественных условиях. Погорский показал, что поскольку инновационность молодежи выступает в единстве новационных свойств, инновационного потенциала и инновационных возможностей, а в переходные периоды общество испытывает потребность в социокультурных изменениях, инновационность молодежи в эти периоды имеет больше возможностей для реализации, чем в стабильные периоды, и становится показателем интенсивности социокультурных перемен. В информационном обществе признается такая инновационность молодежи, которая основана на (а) высоком уровне знаний-понимания-умений — высшем образовании, (б) опыте социокультурного проектирования, формирование которого становится ведущей задачей молодежной политики.

В своих исследованиях, в том числе в коллективных проектах по проблемам образования и государственной молодежной политики (Диалог организационных культур…, 2010; Государственная молодежная политика…, 2013; Погорский, 2011bс, 2012b; Луков С., Погорский, 2010, 2012) Погорский опирается на общеметодологический тезаурусный подход. В исследованиях инновационности молодежи это позволило выявить специфику воздействия молодежных инноваций на социокультурную сферу общественной жизни через раскрытие механизма освоения, накопления и передачи реальности, сконструированной молодежью по модели «свой-чужой-чуждый». На этапе становления информационного общества такое конструирование реальности в молодежной среде в значительной мере ведется виртуальными средствами и виртуальность становится неотъемлемой частью реальности именно через социокультурную субъектность молодежи (см. также его работы в соавторстве: Луков В. А., Луков С. В., Погорский, 2012ab; Луков В. А., Луков С. В., Погорский, Тихомиров, Фальковская, 2011; Луков, Погорский, Тихомиров, 2011, 2012).

В духе тезаурусного подхода Погорский рассмотрел картину мира как многоуровневую систему концептов, отражающих природные, культурные, социальные и виртуальные реальности прошлого, настоящего и будущего (Погорский, 2012d). Картина мира вырабатывается личностью в ходе социализации и устанавливает устойчивые границы («мембраны») в восприятии реальности. Базовая конструкция картин мира молодежи в условиях формирующегося информационного общества строится как матрица, строки которой отражают разделение блоков «природа», «человек», «культура», «виртуальность», а столбцы — временные зоны «прошлое (опыт)», «настоящее (происходящее)», «будущее (ожидания)».

По Погорскому, потребность в высоком уровне знаний в информационном обществе имеет своим последствием изменение системы образования и соответствующих социальных практик молодежи: общекультурное знание становится важнее профессиональной специализации; мобильность человеческих ресурсов предъявляет требования к унификации и стандартизации образовательных программ, с одной стороны, децентрализации и уникальности подготовки — с другой; распределенный университет становится наиболее эффективной моделью производства и трансляции знаний в сетевых социальных взаимодействиях. Этим определяется ведущая роль глобализационных процессов высшего образования в социокультурном проектировании для развития инновационности молодежи на этапе становления информационного общества.

Тематика инновационности молодежи Погорским осмыслена в ключе социологии молодежи и молодежной политики: развитие инновационности молодежи становится главной задачей в стратегии молодежной политики на этапе становления информационного общества. Соответственно, новационные свойства молодежи подлежат сознательному раз­витию по принципам социокультурного проектирования; инновационный потенциал развивается за счет усиления территориальной мобильности молодежи и расширения ее участия в диалоге культур; широкое вовлечение молодежи в управление делами общества и государства создает возможности для реализации ее инновационности как источника  социокультурных изменений. В этой связи Погорский предложил в качестве измерительного средства Индекс инновационности молодежи, который  отражает уровень наличия отли­чительных характеристик информационного общества в базовой конструкции картин мира молодежи. Его количественное преставление на основе социального картографирования и экспертных оценок может дать измерительные шкалы для целей практического применения молодежных инноваций в деятельности органов государственной и муниципальной власти, молодежных и детских общественных объединений.

Принял участие в рабочих группах научных проектов, поддержанных грантами Президента РФ, Российского гуманитарного научного фонда «Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования: реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России» (рук. С. В. Луков) «Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений» (рук. Вал. А. Луков).

В 2012–2014 гг. руководил осуществлением научного проекта «Потенциал молодежных интернет-сообществ: формирование информационно-коммуникативной культуры личности», осуществлявшегося на базе Института фундаментальных и прикладных исследований при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Погорский, Луков С., 2012ab).

В 2013–2015 гг. изучал «Английский язык для академических целей» в Университете Эдинбурга и Университетском колледже Лондона (Великобритания). В 2013–2014 гг. — временный участник научной группы «Цифровые культуры и образование» Школы педагогики Эдинбургского университета. В 2014 г. прошел краткосрочное обучение в Университете Оксфорда для руководителей проектов в области цифровых гуманитарных наук. C 2015 г. обучается в Даремском университете (Великобритания) по программе доктор образования (EdD).

 

Соч.: Погорский, Э. К. (2011a) Некоторые проблемы перехода к информационному обществу: кризис в сознании человека // Информационное общество. № 6. С. 64–67; Погорский, Э. К. (2011b) Общие направления молодежной и образовательной политик Евросоюза и России // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 2 / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–37; Погорский, Э. К. (2011c) Переход к информационному обществу как фактор молодежной политики // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 1 / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 30–34; Погорский, Э. К. (2011d) Социальные коммуникации в Интернете // Культура информационного общества и проблемы модернизации России : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 204–212; Погорский, Э. К. (2011e) Становление информационного общества в России: возможности коммуникаций между гражданами и органами местного самоуправления // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Вып. 128. С. 99–104; Погорский, Э. К. (2011f) Становление информационного общества в России: изменения в образовании  // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Вып. 131. С. 64–68; Погорский, Э. К. (2012a) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 26 с.; Погорский, Э. К. (2012b) Государственная молодежная политика Европы и России: проблемы коммуникаций и диалога культур // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Вып. 137. С. 10–21; Погорский, Э. К. (2012c) Инновационность молодежи как фактор модернизации России на этапе перехода к информационному обществу // Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты: сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 357–362; Погорский, Э. К. (2012d) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322–323; Погорский, Э. К. (2012e) Роль молодежи в формировании информационного общества [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 (март — апрель). URL:  http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/2/Pogorskiy_Youth-Information-Society/ ; Погорский, Э. К. (2012f) Человек в сетевом пространстве // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 304–309.

В соавторстве: Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) : науч. монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf ; Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России (2010) : моногр. / С. В. Луков (рук.), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, Э. К. Погорский и др. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 260 с.; Луков, В. А., Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2012a) Российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: подходы к исследованию [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Lukovs~Pogorskiy_New-Generations-Innovative-Potential/ ; Луков, В. А., Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2012b) Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика // Молодiжна полiтика : проблеми та перспективи. Вип. 3 : [зб. наук. праць / наук. ред. С. А. Щудло]. Дрогобич : Ред.-видав. вiддiл Дорогобицького державного педагогiчного унiверситету iменi Iвана Франка. С. 10–15; Луков, В. А., Луков, С. В., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А., Фальковская, К. И. (2011) Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: Концепция исследовательского проекта. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 40 с.; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2011a) Биосоциология молодежи: постановка задач в свете идеи гражданского общества // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации. Раздел: Политические процессы : III междунар. молодеж. науч. конференция. Москва, 26 окт., 18–19 ноября 2011 г. : док. и материалы. Ч. 2: Гуманитарные основы формирования гражданского общества. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 83–99; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2011b) Информатика и новая информационная реальность: философский взгляд // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 289–293; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2011c) Управление в сфере молодежной политики на этапе перехода к информационному обществу // Новые идеи в социологии управления : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 64–82; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2012a)  Идея европейского образовательного пространства // Инновации в корпусе гуманитарных идей:  материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16–17 февраля 2012 года. Ч. 2 : сб. науч. трудов / под ред. В. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 44–50; Луков, В. А.,  Погорский, Э. К. (2012b)  Инновационность молодежи на этапе становления информационного общества // Iнформацiйне суспiльство i держава: проблеми взаємодiє на сучасному этапi : зб. наук. ст. та тез повiд. за матер. мiжнар. наук.-практич. конф. Харкiв, 26 жовтня 2012 р. Харкiв. С. 185–190; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2012c) Инновационность молодежи в переходном обществе: некоторые вопросы теории // Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : материалы семинара для молодых ученых. Вып. 8 / под общей редакцией Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–10; Луков, В. А.,  Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь : науч. монография / Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.; Луков, В. А., Погорский, Э. К.,  Тихомиров, Д. А. (2011)  Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 231–237; Луков, В. А., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А. (2012) Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика // Молодiжна полiтика: проблеми та перспективи.  Вип. 3 : [зб. наук. праць] / наук. ред. С. Щудло. Дрогобич. С. 10–15; Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2010) Болонский процесс как реакция на американизацию высшего образования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 62–67; Луков, С. В., Погорский, Э. К. (2012) Идея европейского образовательного пространства // Инновации в корпусе гуманитарных идей : материалы конференции Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ 16–17 февраля 2012 г. Ч. 2 : сб. науч. трудов / под ред. В. А. Лукова, Вл. А. Лукова ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и прикл. исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 44–50; Погорский, Э. К., Луков, С. В. (2012a) Потенциал молодежных интернет-сообществ: формирование информационного-коммуникативной культуры личности : Концепция исследовательского проекта. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 40 с.; Погорский, Э. К., Луков, С. В. (2012b) Потенциал молодежных интернет-сообществ в международных образовательных проектах, направленных на диалог культур // Высшее образование для XXI века: IX международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Секция 1. «Философия образования». Вып. 2 / отв. ред. А. Э. Воскобойников, А. К. Сковиков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 17–22. 

Вал. А. Луков, С. В. Луков