Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Тумлирц Отто

 

Тумлирц (Tumlirz) Отто [или: Ota Tumlíř] (23.07.1890, Роджимберк-над-Влтавой, ныне Чехия — 3.01.1957, Грац, Австрия) — австрийский психолог и педагог, исследователь проблем молодежи.

С 1930 г. преподавал в качестве профессора в Университете Граца, выступая в качестве последователя философа и педагога Эдуарда Мартинака (1859–1943), видного представителя «Грац-школы» (сообщества философов, психологов, педагогов, сформировавшейся с 1900 г. на основе философских идей Ф. Брентано и работ психологической лаборатории А. Мейнонга) получившего известность своими разработками в области семасиологии и экспертизы талантов, которые способствовали улучшению педагогической подготовки учителей в средних школах. Сформированный в серьезной академической среде, Тумлирц в своих работах 1920-х гг. внес вклад в изучение молодежной проблематики в психологическом и социологическом ключе, что нашло, в частности, отражение в его двухтомной монографии, содержащей результаты экспериментально-педагогических исследований среди молодежи (Tumlirz, 1920, 1921). Одним из первых Тумлирц сделал обзор теорий переходного возраста (Tumlirz, 1927). Он разделил проанализированные им концепции на две большие группы. К биологическим он отнес концепции Г. С. Холла, К. Грооса, В. Гоффмана, Ш. Бюлер, Ф. Гизе, З. Бернфельда, к тимологическим (т. е. исходящим из законов духа) — теории Э. Целлера, В. Штерна, Э. Шпрангера (Tumlirz, 1928; Тумлирц, 1931). В этот период появились и работы Тумрирца, приближающиеся по предмету исследования к социологии молодежи (Tumlirz, 1925, 1927).

Тумлирц ОттоЛ. С. Выготский внимательно отнесся к характеристике Тумлирцом периода пубертации, которая для него начинается «с фазы, центральным моментом которой является ломка прежде установившихся интересов. Это период столкновения различных психологических установок, период беспокойства, внутреннего и внешнего отрицания и протеста. Оппозиционная, негативная установка характеризует этот период отсутствия положительных и устойчивых интересов. Первая фаза отрицания сменяется другой, положительной фазой, которую Тумлирц называет временем культурных интересов» (Выготский, 1984). Эта позиция, по оценке Выготского, схожа со взглядами Ш. Бюлер, О. Штецингера, О. Кро и других исследователей особенностей подросткового возраста. Выготский показывает, что негативная и позитивная фазы не следуют одна за другой, а являются двумя сторонами единого процесса развития в переходном возрасте.

На формирование взглядов Тумлирца, как и на последующее отношение к его трудам в области психологии, социологии, антропологии, оказало особое влияние то, что еще со студенческих лет он стал убежденным сторонником расовой идеологии и позже нацизма. Уже в период учебы он вступил в Ассоциацию немецких студентов Граца. В 1938/1939 гг. он прочел лекционный курс по теме «Идеи лидера и их реализация в Третьем Рейхе», в 1940 г. — лекции по теме «Антропологическая психология на расовой основе», в 1944 г. он провел «расовые диагностические упражнения» и т. д. Нацистская идеология определила подход Тумлирца ко всему строю психолого-антропологических исследований, представленному в его труде «Антропологическая психология» (Tumlirz, 1939). Та же идеологическая основа определяла исследования по молодежной проблематике (Tumlirz, 1933, 1940, 1943). В Университете Граца в условиях полного подчинения всей системы высшей школы гитлеровской идеологии он возглавил в 1944 г. незадолго до этого созданный факультет психологии.Тумлирц Отто

В июне 1945 г. после освобождения Австрии от нацизма Тумлирц был отправлен в отставку с сохранением небольшой пенсии. В 1948 г. в статусе советника по психологическим вопросам Штирийской службы по делам молодежи и судебного эксперта он был уполномочен провести психологическое исследование особо сложных случаев неблагополучия учеников. В этом качестве он работал над файлами 880 таких учеников, что составило часть его работы по исследованию молодежной преступности. В 1952 г. Тумлирцу было разрешено снова преподавать. Некоторые его работы были переизданы (Tumlirz, 1953). Но его расовые позиции почти не изменились, хотя вместо фигуры Гитлера в его «Антропологической психологии» он теперь в качестве примера ставил фигуру Юлия Цезаря (Tumlirz, 1955).

Тумлирц ОттоВ отечественной социологии молодежи след от работ Тумлирца невелик. На его классификационные схемы теорий пубертата ссылается Вал. А. Луков в монографии «Теории молодежи» (Луков, 2012).

 

Соч.: Tumlirz, O. (1920) Einführung in die Jugendkunde : mit besonderer Berücksichtigung der experimentell-pädagogischen Forschungen. Bd. 1. Graz : J. Klinkhardt. 262 S.; Tumlirz, O. (1921) Einführung in die Jugendkunde : Die geistige Bildsamkeit der Jugendlichen / bearb. von Otto Tumlirz. 1. Aufl. Leipzig : Julius Klinkhardt. 262 S.; Tumlirz, O. (1925) Probleme und Zukuntsaufgaben der Jugendkunde. Wien : Österr. Bundesverl. f. Unterricht, Wissenschaft und Kunst. 48 S.; Tumlirz, O. (1927) Die geistige Entwicklung des Jugendlichen. 2., verb. Aufl.Leipzig : Klinkhardt. VIII, 304 S.; Tumlirz, O. (1928) Die Einheit der Psychologie und ihre Bedeutung für die Theorie der Reifejahre // Zeitschr. f. päd. Ps. 1928. Nr. 10; Tumlirz, O. (1933) Jugendpsychologie der Gegenwart. 2., verm. Aufl. Berlin : Junker und Dünnhaupt. 97 S.; Tumlirz, O. (1939) Anthropologische Psychologie. Berlin : Junker und Dünnhaupt. 539 S.; Tumlirz, O. (1940) Abriss der Jugendkunde und Charakterkunde. Leipzig. 119 S.; Tumlirz, O. (1943) Abriss der Jugend- und Charakterkunde.  2. Aufl. Leipzig : J. Klinkhardt. 119 S.; Tumlirz, O. (1953) Abriss der pädagogischen Psychologie. 2. Aufl. Bad Heilbrunn, OBB : Julius Klinkhardt. 124 S.; Tumlirz, O. (1955) Antropologische Psychologie. 2., stark erweiterte Aufl. München/Basel : Ernst Reinhardt. 469 S.; Тумлирц, О. (1931) Единство психологии и его значение для теории переходного возраста // Педология юности: сб. статей / пер. Г. Аркина; под ред. И. Арямова. М.–Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во. С. 172–190.

 

Лит.: Выготский, Л. С. (1984) Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / под. ред. Д. Б. Эльконина. 433 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 


Вал. А. Луков, С. В. Луков