Эриксон Эрик
Эриксон (Erikson) Эрик (15.06.1902, Франфурт-на-Майне — 1994, Гарвич, Массачусетс) — американский психолог и социолог, оказавший существенное влияние на формирование теории социализации своими исследованиями психосоциальной идентичности. Обучаясь в Венском институте психоанализа, сформировался как сторонник неофрейдистской трактовки личности и общества. В отличие от Фрейда его интересовала хорошо адаптированная, творческая, здоровая личность.
Работая на медицинском факультете
Гарвардского университета, в университете Беркли в Калифорнии, продолжил
исследование связи становления личности и всего жизненного цикла с социокультурными
условиями. Свою концепцию периодизации
жизненного пути личности от рождения до смерти Эриксон трактует как эпигенетическую
и для описания развития личности выделяет восемь последовательных стадий
психосоциального становления индивида. Каждая стадия жизненного цикла личности
характеризуется специфической задачей, выдвигаемой обществом, которое и
определяет содержание развития на каждом его этапе для наиболее полного
включения растущего индивида в общество, т. е. социализации. По Эриксону, для
младенческого периода в качестве задачи ставится формирование базового доверия
к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста —
борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против
стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста — развитие
активной инициативы и в то же время появление чувства вины и моральной ответственности
за свои желания; в период обучения в школе — получение навыков трудолюбия и
умения обращаться с орудиями труда (или получение знаний о современной
технологии), чтобы не укрепилось сознание собственной неумелости и
бесполезности; в подростковый, или ранний юношеский возраст — ключевая стадия
для приобретения чувства идентичности, когда происходит первое цельное
осознание себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое опробование
себя в различных ролях и экспериментирование в отношениях с окружающими; конец
юности и начало зрелости — переход к решению собственно взрослых задач, поиск
спутника жизни и близких дружеских связей, преодолевающий чувство одиночества;
в зрелый период — борьба творческих сил человека против косности и застоя
и, наконец, в период старости — формируется окончательное цельное
представление о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию
в жизни и нарастающему ощущению бесцельности пройденного пути (Эриксон, 1996a: 100–152).
Описание задач для каждой из стадий Эриксон
ведет в терминах крайних возможных успешных или неуспешных достижений,
подчеркивая необходимость установления определенного динамического соотношения
между двумя крайностями.
Определяющим моментом развития
личности Эриксон признает
идентичность как субъективное чувство личной самотождественности и
непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность
и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.
Соч.: Erikson, E. (1963) Childhood and Society. 2nd ed. N. Y. : W.W. Norton & Company. 447 p.; Erikson, E. (1968) Identity: Youth and Crisis. N. Y. : Norton. 336 p.; Erickson, E. (1975) Life History and the Historical Moment. N. Y. : Norton. 283 p.; Эриксон, Э. (1996a) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс. 342 с.; Эриксон, Э. Г. (1996b) Молодой Лютер: Психоаналит. историч. исследование : пер. с англ. М. : Медиум. 506 с.; Эриксон, Э. Г. (1996c) Детство и общество : пер. с англ. 2-е изд, перераб. и доп. СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Университет. книга». 590 с.
Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Солодникова, И. В. (1993) Социальная идентичность и жизненный путь личности: (Исследовательские проекты в области социальной работы). М. : ИМ. 116 с.; Элкинд, Д. (1996) Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон, Э. Г. Детство и общество : пер. с англ. 2-е изд, перераб. и доп. СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Университет. книга». 590 с. С. 6–22.