Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Эриксон Эрик

 

Эриксон (Erikson) Эрик (15.06.1902, Франфурт-на-Майне — 1994, Гарвич, Массачусетс) — американский психолог и социолог, оказавший существенное влияние на формирование теории социализации своими исследованиями психосоциальной идентичности. Обучаясь в Венском институте психоанализа, сформировался как сторонник неофрейдистской трактовки личности и общества. В отличие от Фрейда его интересовала хорошо адаптированная, твор­ческая, здоровая личность.

Эриксон ЭрикРаботая на медицинском факультете Гарвардского университета, в университете Беркли в Калифорнии, продолжил исследование связи становления личности и всего жизненного цикла с социокультурными условиями. Свою концепцию периодизации жизненного пути личности от рождения до смерти Эриксон трактует как эпигенетическую и для описания развития личности выделяет восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида. Каждая стадия жизненного цикла личности характеризуется специфической задачей, выдвигаемой обществом, которое и определяет содержание развития на каждом его этапе для наиболее полного включения растущего индивида в общество, т. е. социализации. По Эриксону, для младенческого периода в качестве задачи ставится формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения; для раннего возраста — борьба за собственную независимость от взрослых и самостоятельность против стыда и сильного сомнения в своих действиях; для игрового возраста — развитие активной инициативы и в то же время появление чувства вины и моральной ответственности за свои желания; в период обучения в школе — получение навыков трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда (или получение знаний о современной технологии), чтобы не укрепилось сознание собственной неумелости и бесполезности; в подростковый, или ранний юношеский возраст — ключевая стадия для приобретения чувства идентичности, когда происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое опробование себя в различных ролях и экспериментирование в отношениях с окружающими; конец юности и начало зрелости — переход к решению собственно взрослых задач, поиск спутника жизни и близких дружеских связей, преодолевающий чувство одиночества; в зрелый период — борьба творческих сил человека против косности и застоя и, наконец, в период старости — формируется окончательное цельное представление о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему ощущению бесцельности пройденного пути (Эриксон, 1996a: 100–152). Описание задач для каждой из стадий Эриксон ведет в терминах крайних возможных успешных или неуспешных достижений, подчеркивая необходимость установления определенного динамического со­отношения между двумя крайностями.Эриксон Эрик

Эриксон ЭрикОпределяющим моментом развития личности Эриксон признает идентичность как субъективное чувство личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.

 

Соч.: Erikson, E. (1963) Childhood and Society. 2nd ed. N. Y. : W.W. Norton & Company.  447 p.; Erikson, E. (1968) Identity: Youth and Crisis. N. Y. : Norton. 336 p.; Erickson, E. (1975) Life History and the Historical Moment. N. Y. : Norton. 283 p.; Эриксон, Э. (1996a) Идентичность: юность и кризис : пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс. 342 с.; Эриксон, Э. Г. (1996b) Молодой Лютер: Психоаналит. исто­рич. исследование : пер. с англ. М. : Медиум. 506 с.; Эриксон, Э. Г. (1996c) Детство и общество : пер. с англ. 2-е изд, перераб. и доп. СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Университет. книга». 590 с.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Солодникова, И. В. (1993) Социальная идентичность и жизненный путь личности: (Исследовательские проекты в области социальной работы). М. : ИМ. 116 с.; Элкинд, Д. (1996) Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни // Эриксон, Э. Г. Детство и общество : пер. с англ. 2-е изд, перераб. и доп. СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Университет. книга». 590 с. С. 6–22.

 

А. И. Ковалева