Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Лапшин Василий Андреевич

 

Лапшин Василий Андреевич (род. 4.11.1986, г. Москва) — исследователь проблем молодежи в аспекте ее свойств как человеческого потенциала. Кандидат философских наук (2013). Доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета (МосГУ), доцент кафедры социологии Московского государственного социально-экономического университета, преподаватель и научный сотрудник экспериментального учебно-научного центра «Высшая школа политической культуры» при Московском государственном институте культуры.

Лапшин Василий АндреевичОкончил факультет психологии и социальной работы МосГУ (2009). В 2009–2013 гг. обучался в аспирантуре этого университета. Работал с 2009 г. старшим научным сотрудником Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ. В 2013–2014 гг. — на административных должностях в учебных подразделениях МосГУ. С сентября 2014 г. — доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Работает также в должности доцента на кафедре социологии Московского государственного социально-экономического университета, преподает и ведет научную работу в экспериментальном учебно-научном центре «Высшая школа политической культуры» при Московском государственном институте культуры.

Тема диссертации Лапшина «Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений» (Лапшин, 2013). В диссертации и ряде публикаций Лапшина дается трактовка понятия «человеческий потенциал молодежи», которое рассматривается как видовое по отношению к родовому понятию «человеческий потенциал» и обладающее спецификой в структуре признаков и в доминанте своего социально-философского содержания. Лапшин показывает, что в структуре признаков человеческого потенциала молодежи на первый план выходят инновационные свойства, способности и ресурсы, что не может быть признано характерным для человеческого потенциала как целого, поскольку его базовая функция состоит в поддержании жизнеспособности общества путем сохранения и передачи из поколения в поколение культурных образцов. Доминантой социально-философского содержания понятия «человеческий потенциал молодежи» выступает накопление и подготовка к реализации социальной субъектности молодежи. В этой доминанте выражается сущность человеческого потенциала молодежи. В соответствии с этим человеческий потенциал молодежи определяется как совокупность присущих ей инновационных, культурных, интеллектуальных, биосоциальных свойств, способностей и ресурсов, которые накапливаются и готовятся к реализации как основа присвоения молодежью социальной субъектности (Лапшин, 2013abh; Луков, Лапшин, 2010; Ламажаа, Лапшин, 2013).

В работах Лапшина показаны особенности социокультурных изменений как общесоциального процесса (Лапшин, 2013c, 2014; Ламажаа, Лапшин, 2014) и как процесса, важным источником которого является реализация инновационного потенциала новых поколений (Лапшин, 2013e). Базовыми компонентами человеческого потенциала молодежи как источника социокультурных изменений, в трактовке Лапшина, являются инновационно-деятельностный, интеллектуальный и культурно-ценностный потенциалы. Развитие этих потенциалов рассматривается в контексте социализации молодежи (Лапшин, 2013d).

Лапшин является представителем школы тезаурусного анализа, сформировавшейся в МосГУ (Луков В., Луков Вл., 2013). Он показал, что исследования человеческого потенциала молодежи нуждаются в применении диалектико-материалистического, тезаурусного, системного, синергетического подходов в режиме их дополнения и взаимосодействия. Перспективно применение в качестве ведущего в этой группе подходов к разработке проблем человеческого потенциала молодежи как источника социокультурных изменений тезаурусного подхода, который в своих первоэлементах (свой-чужой-чуждый) фиксирует наиболее фундаментальные основания социокультурной ориентации (Лапшин, 2013afg).

 

Соч.: Лапшин, В. А. (2013a) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. 21 с.; Лапшин, В. А. (2013b) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259–263; Лапшин, В. А. (2013c) Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII–XXI веков // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 259–264; Лапшин, В. А. (2013d) Социализация молодежи как постепенный процесс развития ее человеческого потенциала // Научные труды Московского гуманитарного университета. М.: Социум. Вып. 130. С. 81–84; Лапшин, В. А. (2013e) Исследование инновационного потенциала студенчества России через механизм реализации инновационной деятельности // Научные труды Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Социум. Вып. 145. С. 101–105; Лапшин, В. А. (2013f) Тезаурусный подход к исследованиям проблем человеческого потенциала молодежи // Тезаурусный анализ мировой культуры: сборник научных трудов. Вып. 26. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 46–59; Лапшин, В. А. (2013g) Проблема человеческого потенциала молодежи и тезаурусный подход // Youth World Politic. №1. С. 58–68; Лапшин, В. А. (2013h) Внешние и внутренние критерии развития интеллектуального потенциала молодежи в системе высшего образования России // Youth World Politic. №2. С. 68–76; Лапшин, В. А. (2014) Неотрадиционализм в Центральной России: формы, движения, идеология // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 102–108; Ламажаа, Ч. К., Лапшин, В. А. (2013) Интеллектуальный потенциал молодежи // Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция Москва, 14–16 ноября 2013 г.: Доклады и материалы. Симпозиум «Высшее образование и развитие человека» / отв. ред. Вал. А. Луков, Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 14–26; Ламажаа, Ч. К., Лапшин, В. А. (2014) Формы неотрадиционализма в центральной России // Культура в процессах развития в современной России: особенности и перспективы: сборник научных статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 208 с. С. 60–65; Луков, В. А., Лапшин, В. А. (2010) Человеческий потенциал и повседневность // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 211–215.


Лит.: Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.


С. В. Луков