Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Шельски Хельмут

 

Шельски (Schelski) Хельмут (14.10.1912, Хемниц – 24.02.1984, Мюнстер) – немецкий социолог, автор книги «Скептическое поколение» (1957), оказавшей большое влияние на развитие социологии молодежи.

Шельски ХельмутПреподавал социологию в Академии муниципального хозяйства в Гамбурге (с 1948 г.), Вестфальском университете (с 1960 г.), вел эмпирические исследования в руководимом им Центре социальных исследований в Дортмунде. Создатель университета в Билефельде, где Шельски преподавал с 1968 г. С 1973 г. работал в Мюнстере на руководимой им кафедре социологии права. Известен прежде всего работами в области промышленной социологии и социологии предприятий. Ряд эмпирических исследований, проведенных под руководством Шельски, рассматриваются как существенный вклад в институционализацию эмпирической социологии в послевоенной Германии (Лапин, 2004).

Среди эмпирических исследований Шельски интерес представляет крупное исследование «Безработица и необходимость профессиональной подготовки молодежи» (начало 1950-х гг., опубл. в 1952 г.). В исследовании рассмотрены 4 проблемы: 1) безработный юноша и его семья; 2) способность молодого безработного к человеческому общению; 3) отношение молодых безработных к государству и политике; 4) трудовая участь юноши и криминалитет. Шельски и его коллеги по исследованию (Ф. Рудольф, Г. Клут, Ф. Беерман, Г. Вурцбахер) выделили 3 причины, которые обуславливают трудности приспособляемости немецкой молодежи к миру взрослых: 1) проблемы возрастной зрелости — переходного периода от детства к зрелости; 2) препятствия, которые ставит на пути перехода молодежи к взрослой жизни современное индустриально-бюрократическое общество; 3) современное (послевоенное) политическое положение и историческая судьба Германии (Шельски, 2004: 350–351). Относительно безработицы авторы сделали вывод, что она по своим последствиям «действует как усилитель динамичных элементов общества.., она ускоряет в пораженной ею же среде молодежи формирование типичных способов поведения в индустриально-бюрократическом обществе…» (цит.: Лапин, 2004: 144).Шельски Хельмут

В книге Шельски «Скептическое поколение» (Schelsky, 1957) представлена трактовка молодежи, с одной стороны, продолжившая традицию антропологического направления в социологии (Б. Малиновский и др.), а с другой — опиравшаяся на идеи поколенческого единства, представленные у К. Маннгейма. По Шельски, молодежь представляет собой переходную ступень от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого, из чего и вытекает ее «нормативная несамостоятельность». Между микрогруппой (семьей) и макрогруппой (аноним­ным обществом) лежит пропасть, которую и приходится преодолевать молодому человеку. Преодоление этой пропасти, как пытается показать исследователь, и порождает чувство неуверенности в себе, конфликты и другие проблемы молодежи. Нейтрализм, скепсис в отношении идеологий, ориентация на успех свойственны молодежи всех индустриальных стран.

Новизной для своего времени обладала сама идея Шельски представить поколение как целостность в конкретных исторических обстоятельствах (Луков, 2012: 249). Так, поколение 1900–1930-х гг. он характеризует как «поколение молодежного движения», поколение послевоенного времени — как «скептическое поколение», которому свойственны «реализм» и «пози­тивизм». Исследователь обнаруживает черты поколенного единства примерно в тех же направлениях, в каких характеризует поколение Маннгейм, но у Шельски шире представлена интерпретация эмпирического материала с позиций теории ролей и этим лучше прояснены как эвристичность, так и ограниченность ее применения для понимания молодежи.

Социологическая метафора, примененная Шельски для обозначения социокультурного поколения, вызвала большой интерес и массу подражаний, но также и серьезную критику (Л. Розенмайр и др.).

 

Соч.: Schelsky, H. (1957) Die skeptische Generation. Eine Soziologie der deutschen Jugend. Düsseldorf–Köln : Eugen Diederichs-Verlag. 523 S.; Шельски, Г. и др. (2004) Безработица и необходимость профессиональной подготовки молодежи // Лапин, Н. И. (2004) Эмпирическая социология в Западной Европе. М. : Издат. дом ГУ ВШЭ. 382 с. С. 349–358.

 

Лит.: 1957; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Лапин, Н. И. (2004) Эмпирическая социология в Западной Европе. М. : Издат. дом ГУ ВШЭ. 382 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.

Вал. А. Луков