Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна

 

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна (род. 12.10.1962, Москва) — российский социолог, специалист в области социологии детства, социологии молодежи, методики исследований детства. Кандидат социологических наук (1994). Доктор социологических наук (1999). Профессор (2002). Профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета. Член Научного Совета Отделения общественных наук РАН «Новые явления в общественном сознании и социальной практике». Член Российского общества социологов. Член Международной социологической ассоциации (Исследовательский Комитет 53 – социология детства). Член Городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения Москвы (2002–2011).

Майорова-Щеглова Светлана НиколаевнаОкончила Московский областной педагогический институт в 1985 г., Высшую комсомольскую школу в 1987 г. В 1994 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук по теме «Идеалы и ценностные ориентации современных подростков 90-х годов» (Щеглова, 1994). В 1999 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме «Детство как социальный феномен: концепция социального конструирования детства» (Щеглова, 1999).

В 1994–2001 гг. – доцент, профессор кафедры социологии Института молодежи (в н. вр. – Московский гуманитарный университет). В 2001–2003 гг. — Исполнительный директор Международного института «Молодежь за культуру мира и демократию». Представитель научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета.

В 2003–2004 гг. — профессор кафедры методологии, методики и техники социологических исследований Московского государственного социального университета (в н. вр. – РГСУ). С 2004 г. работает профессором кафедры прикладной социологии социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета, где преподает курсы по  основам социологии, социологии молодежи, социологии девиантного поведения, теории и практике социальной работы с детьми и молодежью, социальному прогнозированию и проектированию. Под руководством С. Н. Майоровой-Щегловой защищено 8 диссертаций на соискание степени кандидата социологических наук.

Основные труды — по методологии и методике исследований детства (Щеглова, 1994, 1998; 1999аb, 2000, 2001, 2006; Майорова-Щеглова, 2007, 2008, 2015ab; Майорова-Щеглова, Иванова, 2011,), анализу проблем молодежи, детского  и молодежного движения в России (Щеглова, 2000, 2002, 2005). Особый интерес вызывает у исследователей проблем молодежи работа «"Своя” комната как артефакт молодежной субкультуры» (Щеглова, 2003).

Координатор проекта молодых социологов «Молодежь изучает молодежь». Имеет персональный сайт (childsoc.ru).

 

Соч.: Щеглова, С. Н. (1994) Идеалы и ценностные ориентации современных подростков 90-х годов: авт. дис. … канд. социол. наук. М.  22 с.;  Щеглова, С. Н. (1996) Социология детства. М. : Ин-т молодежи. 127 с.; Щеглова, С. Н. (1998) Права детей и дети о правах: Социологический анализ. М. : Социум. 87 с.;  Щеглова, С. Н. (1999a) Детство: методы исследования. М. : Социум. 172 с.; Щеглова, С. Н. (1999b) Детство как социальный феномен: концепция социального конструирования детства: дис. … д-ра социол. наук. М.  326 с.; Щеглова, С. Н. (2000) Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям // Молодежная политика. № 4(216–220). С. 54–69;  Щеглова, С. Н.  (2001) Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М. : Социум. 84 с.; Щеглова, С. Н. (2002) Правовое поле ребенка: самое время для создания организации // Детское движение. Сб. инф.-метод. материалов. Вып. 2. М. : Изд-во Ком-та обществ. связей г. Москвы. С. 86–94; Щеглова, С. Н. (2003) «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социол. исследования. 2003. № 3. С. 119–122; Щеглова, С. Н. (2005) Лидеры и руководители детских и молодежных общественных объединений о состоянии и перспективах развития детского и молодежного движения в России // Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации : науч.-метод. сб. М. : Логос. С. 165–179;  Щеглова, С. Н. (2006) Неопросные методы исследований детства // Школьные технологии. № 4. С. 174–179; Майорова-Щеглова, С. Н. (2007) Реализация прав ребенка в школе: проведение социологического мониторинга // Школьные технологии. № 1. С. 137–145; Майорова-Щеглова, С. Н. (2008) Проективные методы исследования подростков // Школьные технологии.  № 4. С. 170–179; Майорова-Щеглова, С. Н., Иванова, Ю. И. (2011) Как провести анкетирование детей? // Народное образование. № 5. С. 265–269; Майорова-Щеглова, С. Н.(2015a) Детский центр отдыха на рынке: лоббирование и продвижение программ // Народное образование. № 2. С. 41–50; Майорова-Щеглова, С. Н. (2015b) Общение детей: социологический анализ традиционных и инновационных форм // Мир психологии.  № 1. С. 94–101.

 

 

В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова