Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Ковалева Антонина Ивановна

Ковалева Антонина Ивановна (род. 21.08.1947, с. Ушаковка Белгородской обл.) — российский социолог, специалист в области социализации и социальной идентификации, социологии молодежи. Доктор социологических наук (1997), кандидат педагогических наук (1982), профессор (1999). Проректор по учебной работе Московского гуманитарного университета.

Ковалева Антонина ИвановнаОкончила физико-математический факультет Белгородского государственного педагогического института (1972), ВКШ (1975).

Работала с 1965 г. старшей пионерской вожатой, секретарем комитета комсомола средней школы, комсоргом горкома ВЛКСМ по группе средних школ, секретарем комитета ВЛКСМ Белгородского пединститута, заведующей отделом студенческой, учащейся молодежи и пионеров Белгородского обкома ВЛКСМ. С 1976 г. — младший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук, затем аспирантка этого института. В 1982–1990 гг. — старший научный сотрудник, заведующий лабораторией учащейся молодежи, заведующий отделом студенческой, учащейся молодежи и детского движения НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ. В 1990–1991 гг. — референт отдела по связям с общественными организациями ЦК КПСС. В 1991–1997 гг. — старший научный сотрудник, доцент, заместитель заведующего кафедрой социологии, с 1997 г. — заведующий кафедрой социологии Института молодежи, преобразованного в 2000 г. в Московскую гуманитарно-социальную академию, в 2003 г. — в Московский гуманитарный университет (МосГУ). В 2002–2008 гг. Ковалева работала также деканом факультета психологии этого вуза. С 2008 г. — проректор по учебной работе МосГУ.

Член ИК 34 «Социология молодежи» Международной социологической ассоциации (2000). Академик Международной академии наук педагогического образования (2000), с 2004 г. — академик Международной академии наук (IAS,штаб-квартира в Инсбруке, Австрия). Профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии Высшей гуманитарной школы в Щецине, Польша (2000–2005).

Ковалева — один из видных представителей научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета, вокруг нее сформировалась школа исследователей социализации. Социализация личности в качестве основной сферы научных интересов Ковалевой выделилась в работах 1990-х гг. (Ковалева, 1995, 1996ab).

Изданная в 1996 г. книга «Социализация личности: норма и отклонение» (Ковалева, 1996a) стала основой ее докторской диссертации. В этой диссертации была развита теоретическая концепция социализационной нормы как возможного подхода к анализу результативности социализации личности (Ковалева, 1997). В общем виде социализационная норма выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека. Социализационная норма определяется: во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению (Ковалева, Луков, 1999: 235).[/i]

В своих работах Ковалева показывает, что социализационная норма выступает в качестве фактической границы социализации, обусловленной параметрами социальности данного общества. «Такая норма представляется проекцией социальности на человека, которая осуществляется агентами социализации и самим индивидом. Мера освоения общественных качеств индивидом материализуется в социальных проектах, которые варьируются в широких рамках социальной жизни конкретного общества. В результате человек артикулирует и актуализирует свою социальную природу, осуществляя в предложенных обществом границах собственный выбор. Баланс и глубина объективных и субъективных сторон социализации детерминированы и обществом, и индивидом» (Ковалева, 2008: 302). По Ковалевой, социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и груп­пы, для социализационной регуляция вместе с освоением нормы (адаптация к ней и ее интериоризация индивидом, как основного свойства, как differentia specifica). Цель регуляции передача социальной нормы. Субъектно-объектная сторона регулирования определяется отношениями «передающий-усваивающий» («учитель-ученик») (там же).

Концепция оказалась продуктивной для исследования социализации молодежи, позволила развить теорию социализации. Соответствующие положения вошли в авторские разделы написанной совместно с Вал. А. Луковым монографии «Социология молодежи: Теоретические вопросы» (Ковалева, Луков, 1999). Эта книга получила положительный отклик в научном сообществе, была впоследствии переведена и издана в Польше (Kowalowa,Łukow, 2003). В польском издании проблемам социализации уделяется большое место, а в рамках теории социализации обстоятельно представлена и концепция социализационной нормы. Концепция оказалась полезной и в социально-проектном отношении (Ковалева, Луков В., Луков, Вл., 1998; Дети улиц…, 2009).

Трактовка социализации в социологическом ключе, которую развивает Ковалева, и ее концептуализация применительно к социализации молодежи (Ковалева, 2003), позволила ей вместе с коллегами и последователями обратиться к изучению социализации особой категории молодежи — лиц с особыми нуждами. Под руководством Ковалевой М. Н. Реут провела такого рода исследование среди неслышащей молодежи, что нашло отражение в их совместной книге «Социализация неслышащей молодежи» (Ковалева, Реут, 2001). Другое значимое исследование такого рода нашло отражение в монографии Т. Жулковской, А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова «"Ненормальные” в обществе», где рассматривается проблема взаимодействия людей с ограниченными интеллектуальными возможностями с обществом, представлена социологическая концепция социализации этих людей и модель сети их социальной поддержки с опорой на местное сообщество (Жулковска, Ковалева, Луков, 2003).

В журнале «Знание. Понимание. Умение» опубликована целая серия статей, раскрывающих различные стороны теоретической концепции социализации (Ковалева, 2004, 2005, 2006abc). Результативности социализации молодежи в изменяющемся мире была посвящена статья в «Вестнике Международной академии наук» (Ковалева, 2007). Обобщающими стали опубликованные в 2012 г. статьи (Ковалева, 2012; Ковалева, Луков, 2012), а также учебное пособие «Общество и личность» (Ковалева, 2011) и написанная в соавторстве монография о социализационных траекториях (Ковалева, Богданова, 2012). Социализационная тематика представлена и в рецензиях Ковалевой на книги по близкой ей тематике (Ковалева, Левичева, 2012; Ковалева, 2013).

В своих работах по проблемам социализации Ковалева последовательно проводит курс на понимание особенности социологического изучения социализации, которая состоит в двойственности объекта исследования «личность — общество». «Одно из компромиссных решений, — утверждает автор, — заключается в избегании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обуславливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества… Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем, на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений» (Ковалева, 2004: 141–142). Такова суть подхода, который оказывается важным ориентиром в современных исканиях оснований для концепции молодежной политики, построенной на идее социализации молодежи. В работах Ковалевой рассматривается и вопрос о соотношении социализации и воспитания (Ковалева, 2001; Луков Вл., Луков В., Ковалева, 2006).

Ковалева выступила организатором эмпирических исследований по тематике социологии молодежи, в том числе международного исследования по вопросам социализации и социализационных траекторий молодежи в России, Белоруссии и Польше (2001–2002). Она руководила рядом социологических исследований, проводившихся в Москве, в том числе «Молодежь Москвы» (1995–2004), «Я и работа» (исследование среди молодежи Москвы, 2004), «Трудовая социализация подростков» (2005), мониторинг «Детское движение Москвы: состояние и проблемы развития» (2007–2009), «Дети улиц: состояние и проблемы» (2008–2009, проведено по заказу Уполномоченного по делам ребенка в г. Москве при поддержке ЮНИСЕФ) и др. Оригинальные исследования студенческой молодежи проведены под руководством Ковалевой в московском гуманитарном университете (Луков В., Гневашева, Ковалева, Луков С., 2006).

Награждена медалями СССР и России, ей присвоено звание Почетный работник высшего профессионального образования, ее имя включено в энциклопедии и справочники ведущих социологов (Социологи России…, 1999, 2014; Чупров, 2003; Социология молодежи…, 2008; Who is whoв России, 2008). Биографические данные о Ковалевой содержатся также в журнальных публикациях (Антонина Ивановна Ковалева…, 2005; Луков, Жулковска, 2013).


Соч.: Дети улиц: состояние и проблемы (2009) : По материалам социологич. исследования, проведенного в Москве в 2008 году / отчет подгот. В. А. Луковым, Д. Л. Агранатом, В. А. Гневашевой ; рук. проекта А. И. Ковалева. М. : ЮНИСЕФ. 68 с.; Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе : Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва–Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.; Ковалева, А. И. (1995) Школа как институт социализации учащейся молодежи // Молодежь в современном российском обществе : на­уч. сессия Института молодежи, 22–23 февр. 1995 г. М. 120 с. С. 57–61; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ко­валева, А. И. (1996b) Социализация и социальная идентичность российской молодежи // Молодежь России: воспитание жизнеспособных по­колений : науч. сессия Ин-та молодежи, 28 февр. 1996 г. / Ин-т молодежи. М. 212 с. С. 60–68; Ковалева, А. И. (1997) Социализационная норма в современном российском обществе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 32 с.; Ковалева, А. И. (2001) Личность и общество: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Социум. 104 с.; Ковалева, А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исследования. 2003. №1. С. 109–114; Ковалева, А. И. (2004) Социализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 139–143; Ковалева, А. И. (2005) Аномия // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 155–156; Ковалева, А. И. (2006a) Десоциализация // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 184; Ковалева, А. И. (2006b) Социализация нетипичной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 187–187; Ковалева, А. И. (2006c) Личность молодого человека // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 221–222; Ковалева, А. И. (2007) Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 73–77; Ковалева, А. И. (2008) Норма социализационная // Социология молодежи : энциклопед. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. С. 302–304; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии : учебное пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.; Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24; Ковалева, А. И. (2013) Новый взгляд на явление идентичности // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 322–323; Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектории социализации : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. (2012) О теориях молодежи и путях их развития [О кн.: Луков Вал. А. Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : Канон+, 2012] // WEST-OST-REPORT. International Forum for Science and Research (Berlin, Germany). 2012/2013. Nr. 3–4. S. 95–99; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. №3. С.27–35; Ковалева, А. И., Луков, В. А., Луков, Вл. А. (1998) Совершенствование системы образования коренных малочисленных на­родов Севера : Концепция проекта / НИЦ при Ин-те молодежи. М. 32 с.; Ковалева, А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышашей молодежи. М. : Социум. 222 с.; Луков, В. А., Гневашева, В. А., Ковалева, А. И., Луков, С. В. (2006) Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2006 : По материалам социологического исследования (мониторинг, этап III). М. 39 с.; Луков, Вл. А., Луков, В. А., Ковалева, А. И. (2006) Уроки Макаренко. М. : Издат. дом «Ключ С». 80 с.; Kowalowa, A., Łukow, W. (2003) Socjologia młodzieży. Szczecin : WSH TWP. 368 s.

 

Лит.: Социологи России и СНГ XIX–XX вв. (1999): Биобиблиогр. справочник / редкол.: Ж. Т. Тощенко и др. М. : Эдиториал УРСС. 367 с.; Чупров, В. И. (2003) «Социология молодежи : Теоретические вопросы» [О кн. А.И.Ковалевой и Вал. А. Лукова, с биогр. данными авторов] // Социологическая энциклопедия : в 2 т. / рук. Г. Ю. Се­мигин. М. : Мысль. Т.2. С.539–540; Антонина Ивановна Ковалева: «Я — социолог по самообразованию» (2005) (беседовала Ч. К. Даргын-оол) // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 121–128; Социология молодежи : энциклопедич. словарь (2008) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с.; Who is who в России : Биограф. энциклопедия успешных людей России : осн. издание, 2-е изд. (2008). Zug (Schweiz) : Who is who, Verl. fuer Personenenzyklopaedien AG. 2633 с.; Луков, Вл. А., Жулковска, Т. (2013) Ковалева Антонина Ивановна о социализации молодежи // Youth World Politic 2013. №2. С. 116–122; Социологи России : История социологии в лицах (2014) : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 544 с.

[i]


Вл. А. Луков, Т. Жулковска, Н. А. Селиверстова