Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Ильинский Игорь Михайлович

Ильинский Игорь Михайлович (род. 28.06.1936, Ленинград) — российский социальный философ и социолог, специалист в области социологии молодежи, государственной молодежной политики, философии и социологии образования. Ректор Московского гуманитарного университета.

Ильинский Игорь МихайловичВ 1964 г. закончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1977 г. — Дипломатическую академию МИД СССР. Начинал трудовой путь слесарем на оборонном предприятии. В 1958–1971 гг. на комсомольской работе, в 1971–1974 гг. — главный редактор журнала «Комсомольская жизнь». В 1977–1982 гг. работал в Научно-исследовательском центре (НИЦ) при ВКШ заведующим отделом, заместителем директора. В 1984–1994 гг. — директор НИЦ при ВКШ, затем — НИЦ при Институте молодежи. В 1994 г. был избран ректором Института молодежи (в 2000–2003 гг. — Московская гуманитарно-социальная академия, с 2003 г. — Московский гуманитарный университет).

Доктор философских наук (1983), кандидат исторических наук (1975), профессор (1985). Действительный член Академии гуманитарных наук (1993), Российской академии естественных наук (1998), Академии российской словесности (2000), Академии военных наук (2001) Международной академии наук (2011) и др. академий.

Исследования Ильинского в области социологии молодежи заложили основы научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета и как ее составной части — научной школы социологии молодежи. С середины 1970-х годов он оказался в центре активной работы по соединению усилий специалистов в области молодежных исследований в масштабах страны: в 1975 г. был создан Общественный Совет по координации научных исследований проблем молодежи при ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР, а с 1985 г. в состав его учредителей вошли также АН СССР и Минвуз СССР. План работы Общественного Совета на 1986–1990 гг. включал 359 тем научных исследований, исполнителями которых были Московский и Ленинградский госуниверситеты, Институты философии, социологии, экономики АН СССР, Высшая комсомольская школа и ее НИЦ и т. п. — всего 190 организаций в качестве головных и 290 в качестве соисполнителей. Ильинский в 1985–1991 гг. был Главным ученым секретарем, а руководимый им НИЦ был утвержден базовой организацией Общественного Совета. В составе НИЦ в середине 1980-х годов было свыше 30 отделов, секторов, лабораторий, более 220 сотрудников. Здесь, в Совете и НИЦ как его базовой организации, взаимодействовали практически все крупные советские исследователи проблем молодежи. По инициативе и при поддержке Ильинского в НИЦ сложились или получили новый импульс к развитию такие направления исследований, как изучение общественного мнения молодежи и ее ценностных ориентаций, международное молодежное движение, неформальные объединения молодежи, история ВЛКСМ, социальные патологии в молодежной среде и др. На каждом из этих направлений НИЦ создал оригинальные концепции и осуществил эмпирические исследования, подготовил фундаментальные научные труды. Особое значение имели развитие теории и анализ практики комсомольского строительства (Ильинский, 1981; Комсомольское строительство, 1984), которые сохраняют свое значение как теория молодежной организации (Ковалева, 2006). НИЦ в этот период сформировался как междисциплинарное сообщество исследователей молодежных проблем.

Опираясь на социологические исследования НИЦ при ВКШ, Ильинский инициировал постановку вопроса о разработке Закона о молодежи в руководстве КПСС, Верховного Совета СССР и ВЛКСМ, возглавил работу над подготовкой законопроекта (1987–1991), рассмотрение которого в высшем органе законодательной власти на фоне широкой общественной дискуссии и последующее принятие на его базе Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991) определили пути дальнейшего развития законодательства о молодежи в России и др. странах СНГ (премия Ленинского комсомола, 1991). Ильинскому принадлежит приоритет в разработке новой концепции государственной молодежной политики в СССР как в формировании ее теоретических оснований, так и в выдвижении практических мер в области ее реализации. Работы в области формирования и осуществления государственной молодежной политики сопровождалась обширными исследованиями проблем молодежи, осуществлявшимися под общим руководством Ильинского. В этот период избирался вице-президентом ИК 34 «Социология молодежи» Международной социологической ассоциации (1989–1995).

Ильинский Игорь Михайлович Ильинский выступил инициатором создания и ответственным редактором первого государственного доклада о положении молодежи в РФ (Молодежь России…, 1993). Выдвинул концепцию воспитания жизнеспособных поколений, которая была включена как приложение во второй государственный доклад о положении молодежи в РФ, посвященный проблемам воспитания молодежи (Молодежь России…, 1995), что в это время шло в разрез с распространявшемся в обществе и органах государственной власти представлением о ненужности воспитательного воздействия на молодое поколение (функция воспитания была изъята из системы высшего образования, значительно ослаблена во всей образовательной деятельности; в 2014–2015 гг. наметился поворот в отношении органов государственной власти к воспитанию, которое рассматривается ныне как приоритет в развитии страны, хотя процесс возвращения воспитания в систему государственной деятельности идет трудно: Ильинский, Луков, 2015). Руководил подготовкой экспертного доклада «Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы», выполненного по заказу ООН (Ильинский, 1999). Авторские труды и осуществление крупных исследовательских проектов определили широкое признание Ильинского в научном сообществе, он известен как один из ведущих российских ученых, разрабатывающих проблемы молодежи, лидер научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета.Обобщающий труд Ильинского по социологии молодежи — «Молодежь и молодежная политика» (Ильинский, 2001). Он выступил как инициатор и организатор крупных социологических исследований, в том числе всероссийского мониторинга «Молодежь России» (1993–1997 гг.), а также всероссийского мониторинга «Российский вуз глазами студентов», проводившегося в 2000–2009 гг. (Ильинский, Луков, 2005; 2006).

Особое значение для развития концептуальных основ молодежной политики в 2000-е годы приобрела работа Ильинского «Молодежь как будущее России в категориях войны», где показаны тенденции борьбы за молодежь в изменившихся общественных условиях. Выдвигая программу действий, Ильинский подчеркивает: «Молодежная политика — это центральное звено политики национальной безопасности, берущей начало в настоящем и обращенной — от поколения к поколению — в далекое будущее» (Ильинский, 2005: 17). В этом духе были подготовлены и последующие работы (Ильинский, 2008; 2009а), в частности — концептуальные положения, направленные Ильинским в группу, готовившую вопрос о молодежной политике для заседания Государственного Совета РФ, которое состоялось в 2009 г. (Ильинский, 2009b).

Исследования Ильинского последних двух десятилетий связаны с развитием концепции высшего образования в условиях глобализации и новых рисков для человечества, которая осмыслена как «образовательная революция» (Ильинский, 2002). Обстоятельно исследован социальный феномен негосударственного образования (Ильинский, 2004a, 2004b), раскрыты глубинные причины кризиса образовательных реформ в современной России и мире (Ильинский, 2006b; 2009d; 2010а; 2010b; 2010c; 2010d; 2010е; 2012b). Выявляется особая значимость воспитания новых поколений в меняющихся условиях социальной, экономической, политической, культурной жизни (Ильинский, 2013a; 2014b).

Концептуальные положения, выдвинутые Ильинским в области социальной философии и социологии, представлены в книгах «Между Будущим и Прошлым» (Ильинский, 2006а) и «Прошлое в Настоящем» (Ильинский, 2011).

Особое значение получили работы Ильинского в области международных отношений, глобалистики, раскрытии подлинных оснований исторических событий всемирного значения, в том числе Победы в Великой Отечественной войне (Ильинский, 2008; 2009; 2013с; 2014, 2015abcd). Совместно с акад. РАН Н. Н. Моисеевым и проф. А. А. Зиновьевым в 1999 г. он создал Русский интеллектуальный клуб (с 2006 г. – Президент этого клуба) – центр обсуждения актуальных проблем социального, экономического, политического и культурного развития России и мира (в 2000–2013 гг. опубликованы 9 томов стенограмм заседаний клуба). В изданном Ильинским документальном сборнике «Главный противник. Документы американской внешней политики и стратегии 1945–1950 гг.» изложена концепция современной истории, развиваемая автором в ряде его последующих произведений (Главный противник..., 2006; Ильинский, 2012а; 2013с).

Ильинский — видный организатор науки и высшего образования: президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (1998), президент Национального союза негосударственных вузов (2004), директор Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» (1996). В 1995–1999 гг. — член Совета по делам молодежи при Президенте РФ, член Коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи, заместитель председателя Экспертно-консультативного совета при Комитете Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи (2004). Доверенное лицо Президента РФ В. В. Путина (2012). Член Совета Всемирного русского народного собора (2002). Член Союза писателей России (2011). Инициатор и организатор ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века» (в 2004–2015 гг. прошли 12 конференций, программы которых включали доклады по тематике социологии молодежи, а также секцию «Социология высшего образования»).

В 2004 г. выступил с инициативой создания научного журнала «Знание. Понимание. Умение», в концепции которого центральное место занята «формула Ильинского» «знание-понимание-умение», выдвинутая им как альтернатива принятой в российской педагогике и теории образования формуле «знания-умения-навыки» (Ильинский, 2004c, 2014a).

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006), Дружбы (1996), Почета (2001), медалями СССР и России, знаком К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогической науки» (1996), знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (1999). Имеет многочисленные международные награды (Азербайджан, Афганистан, Великобритания, Монголия, США и др.), награды общественных организаций.

В России и за рубежом опубликовано более 600 работ исследователя. Его научное творчество проанализировано в целом ряде публикаций (Ковалева, 2006; Луков, 2006аb, 2007, 2014; Плаксий, 2006). В энциклопедических и справочных изданиях есть биографические данные об И. М. Ильинском (Россия молодая..., 1998; Современная..., 1999; Россия, 2000; Великая Россиия..., 2002; Социологи России, 1998; 2014; Ректоры России, 2002; Выдающиеся..., 2006; Who is who..., 2007; Социология молодежи, 2008; Алексеев, 2009). Обширная информация об ученом, включая полный перечень его научных трудов, содержится на сайте http://www.ilinskiy.ru/

Наиболее важные работы И. М. Ильинского, посвященные социологии молодежи, философии образования, теории общественной организации, вопросам истории, помещены в пятитомнике, вышедшем в издательстве "Терра" в 2016 г. (Ильинский, 2016).

 

Соч: Ильинский, И. М. Соч.: в 5-и т. Т. 1-5. М. : Терра; Ильинский, И. М. (1981) ВЛКСМ в политической системе советского общества. М. : Молодая гвардия. 239 с.; Ильинский, И. М. (1999) Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский и др.; рук. автор. кол. и науч. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Ин-та молодежи ; Голос. 323 с.; Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика : Философия. История. Теория. М. : Голос. 694 с.; Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.; Ильинский, И. М. (2004а) Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 350 с.; Ильинский, И. М. (2004b) Негосударственные вузы: кризис идентичности и пути его преодоления // Alma mater (Вестник высшей школы). №7. С. 3–12; Ильинский, И. М. (2004c) К читателям журнала «Знание. Понимание. Умение» // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 5–7; Ильинский, И. М. (2005) Молодежь как будущее России в категориях войны // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 5–17; Ильинский, И. М. (2006а) Между Будущим и Прошлым : Социальная философия Происходящего М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 664 с.; Ильинский, И. М. (2006b) Образование, Молодежь, Человек. Кн. 1. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 560 с.; Ильинский, И. М. (2008) Образ российской молодежи в современном мире: самосознание и социокультурные ориентиры // Alma mater (Вестник высшей школы). №2. С. 3–6; Ильинский, И. М. (2008) Тихая холодная гражданская война // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10; Ильинский, И. М. (2009а) Молодежь в стратегиях будущего России и уроки проигранной холодной войны // Русский интеллектуальный клуб. Кн. 6. М. : Социум. С. 7–15; Ильинский, И. М. (2009b) О критериях эффективности молодежной политики // Наша молодежь. №1. С. 5–7; Ильинский, И. М. (2009с) Зачем вспоминать о войне // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–10; Ильинский, И. М. (2009d) Образование. Молодежь. Человек : (статьи, интервью, выступления). Кн. 2. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 530 с.; Ильинский, И. М. (2010b) Куда идем, родимое образование?.. : (Беглые заметки по поводу законопроекта «Об образовании в «Российской Федерации») // Знание. Понимание. Умение. №3. С.3–26; Ильинский, И. М. (2010c) О ситуации, некоторых прогнозах и стратегиях развития негосударственного высшего профессионального образования в России в связи с демографической ямой // Знание. Понимание. Умение. № 4. С.4–15; Ильинский, И. М. (2010d) Образование в целях оглупления // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 3–30; Ильинский, И. М. (2010е) Играющий триумвират: образование, политика, право. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 134 с.; Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем : Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840с.; Ильинский, И. М. (2011b) Куда идет отечественное образование // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 4–13; Ильинский, И. М. (2012a) Русский вопрос // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 3–8; Ильинский, И. М. (2012b) «Модернизация» российского образования в контексте мировой глобализации // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 3–23; Ильинский, И. М. (2013a) Образовательные технологии: соотношение традиций и новаторства // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 3–7; Ильинский, И. М. (2013b) Об эффективности мониторинга // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 3–9; Ильинский, И. М. (2013с) Победа бесценна // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 3–10; Ильинский, И. М. (2014a) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 5–17; Ильинский, И. М. (2014b) Воспитание в уважении и любви // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 5–10; Ильинский, И. М. (2014) Великая Отечественная: правда и факты против мифов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 180 с.; Ильинский, И. М. (2015a) Великая Отечественная: правда против мифов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.; Ильинский, И. М. (2015b) Российский народ — это народ-победитель // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 5–13; Ильинский, И. М. (2015c) Миф о безмерных потерях СССР в Великой Отечественной войне // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–17; Ильинский, И. М. (2015d) В поисках правды об истории Великой Отечественной войны // Стратегические приоритеты. Международный научно-аналитический журнал. Вып. 1 (5). С. 62–73; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2005) Московский вуз глазами студентов: По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март–апрель, 2004 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : По материалам опроса студентов государственных и негосударственных вузов, май–июнь 2005 года. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 88 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2015) О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. С. 5–14; Комсомольское строительство (1984) : учеб. пособие / авт. кол.: И. М. Ильинский (рук.) и др. М. : Молодая гвардия. 574 с.; Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений (1995) : докл. Ком. РФ по делам молодежи / авт. колл.: И. М. Ильинский [и др.] ; Ком. РФ по делам молодежи. М. 256 с.; Молодежь России: тенденции, перспективы (1993) / под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М. : Молодая гвардия. 215 с.; Главный противник: документы американской внешней политики и стратегии 1945–1950 гг. (2006) / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 504 с.


Лит.: Алексеев, П. В. (2009) Философы России начала XXI столетия : Биографии, идеи, труды : энциклопедич. словарь. М. : РОСПЭН. 695 с. С. 227–228; Великая Россия. Имена (2002). М. 952 с. С. 375; Выдающиеся деятели России (2006) : Биографическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. Выдающиеся ректоры и ученые. СПб. : Академ-Пресс. 207 с. С. 76–77; Гуревич, П. С. (2006) Вклад И. М. Ильинского в концептуализацию проблем понимания // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 18–20; Ковалева, А. И. (2006) От комсомольского строительства к теории организаций // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 21–24; Луков, В. А. (2006а) Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 48–59; Луков, В. А. (2006b) Игорь Михайлович Ильинский: вклад в науку // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 6–13; Луков, В. А. (2007) И. М. Ильинский о молодежи и молодежной политике // Социально-гуманитарные знания. №5. С. 158–172; Луков, В. А. (2014) Ильинский Игорь Михайлович // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 389–397; Плаксий, С. И. (2006) Образовательная парадигма Ильинского и стратегия успешного вуза // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 13–18; Ректоры России (2002). М. : Совр. ун-т. 292 с. С. 93; Россия – 2000: Современная политическая история (1985–1999 годы). Т. 2 (2000). М. 1074 с. С. 367; Россия молодая. Век ХХ (1998). М. : Молодая гвардия. 495 с. С. 339–343; Ситаров, В. А. (2006) Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 24–28; Современная политическая история России (1985–1998 годы). Т. 2. Лица России (1999). М. 961 с. С. 322; Социологи России и СНГ XIX–XX вв. (1999): Биобиблиогр. справочник / редкол.: Ж. Т. Тощенко и др. М. : Эдиториал УРСС. 367 с.; Социологи России : История социологии в лицах (2014) : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 544 с.; Социология молодежи : энциклопедич. словарь (2008) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. :Academia. 606 с.; Who is who в России : Биограф. энциклопедия успешных людей России : осн. издание, 1-е изд. (2007). Zug (Schweiz) : Who is who, Verl. fuer Personenenzyklopaedien AG. 2633 с. С. 705.

Вал. А. Луков