Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Залкинд Арон Борисович

Залкинд Арон Борисович (5[17].06.1888, Харьков — июль 1936, Москва) — российский психолог, ведущий представитель российской версии педологии, последователь фрейдизма. Окончил медицинский факультет Московского университета. Директор Петроградского психотерапевтического института (1917–1920), преподавал в Академии коммунистического воспитания и 2‑м МГУ (1923–1930). Работал председателем Межведомственной плановой педологической комиссии, редактором журнала «Педология», директором Института психологии, педологии и психотехники.

Залкинд Арон БорисовичПознакомившись с трудами З. Фрейда, с 1910г. внедрял психоанализ в психиатрическую практику, пропагандировал в статьях его учение (Залкинд, 1913a,b). Позже испытал влияние идей А. Адлера, что привело к появлению в его работах социологического аспекта и «психоневрологического взгляда» на общество. В 1920‑егоды Залкинд осуществил социально‑биологический анализ партийного актива (Залкинд, 1991), выявил комплекс «парттриады»— сочетание неврозов, гипертонии и вялого обмена веществ, которые он обнаружил у 90%исследованных им партработников. Залкинд объяснил формирование этого комплекса нарушением гигиенических норм, профессиональным несоответствием, нервным возбуждением и культурным отставанием (Овчаренко, 2000:107). В статьях 1924г. Залкинд искал точки сближения фрейдизма и марксизма (Залкинд, 1924a,b), что позволяет отнести его к предвестникам фрейдомарксизма. Эти идеи Залкинда были подвергнуты критике М. М. Бахтиным (Волошинов, 1998), Л. С.Выготским (Выготский, 1930). Вульгарный социологизм присутствует в работах Залкинд «Очерки культуры революционного времени» (1924), «Революция и молодежь» (1925), «Половой фетишизм» (1925), «Половой вопрос в условиях советской общественности» (1926), в которых основное внимание уделено проблемам молодого поколения. Залкинд стремится последовательно реализовать классовый подход к молодежи, доводя его до абсурда.Залкинд Арон Борисович

После 1925г., когда его взгляды были подвергнуты ожесточенной критике, публично отрекся от фрейдизма, вдействительности продолжая в исследованиях ту же линию, что особенно заметно в его публикациях 1925–1926 гг., посвященных проблемам молодежи. В книге «Революция и молодежь» (Залкинд, 1925a) Залкинд задался целью применить классовый подход к анализу половых отношений юношества. Он утверждал, что при выборе полового партнера пролетарская молодежь должна четко придерживаться классовой оценки, не допуская размывания своего социального происхождения. Автор доводит до логического конца теоретическую линию на соединение марксистского и некоторых элементов фрейдистского подходов в их предельно вульгаризированной форме. Тем не менее в текстах Залкинда дается важная информация об идеалах советской молодежи начала 1920-х годов, которая может использоваться в сравнительных исследованиях, направленных на выявление динамики изменений таких идеалов в процессе преемственности и смены поколений (Лисовский, 2000: 32).

Существенным следует признать анализ Залкиндом подросткового периода как периода кризисного. В отличие от многих авторов его времени, развивавших биологизаторский подход к молодежи, Залкинд смог установить, что критический характер подросткового периода вовсе не однороден, он включает три типа процессов, а именно (по итогам обобщения Л. С. Выготского): «1) нарастающие стабилизационные процессы, закрепляющие прежние приобретения организма, делающие их все более фундаментальными, все более стабильными; 2) процессы действительно критические, совершенно новые; притом очень быстрые, бурно растущие изменения и 3) процессы, приводящие к оформлению зарождающихся элементов взрослого человека, которые являются основой для дальнейшей творческой деятельности растущего человека» (Выготский, 1984: 33–34). Раскрытие Залкиндом сложного характера подросткового возрастного кризиса сохраняет научную значимость и сегодня.

Залкинд отрицательно относился к новаторским идеям и практической деятельности А. С. Макаренко, пропагандируя педологию как истинно марксистскую теорию в области воспитания молодежи (Залкинд, 1931c). Однако он внес большой вклад в преодоление господствовавшего до середины 1929-хгодов представления о морально дефективных подростках, к которым относили наряду с психически больными также беспризорных и педагогически запущенных детей. Залкинд подчеркнул роль неблагоприятной среды и воспитания в формировании девиантного поведения подростков. Применял педологию к детскому и юношескому коммунистическому движению (Залкинд, 1930f). Близкие Залкинду позиции на другом исследовательском материале высказывали С. С. Моложавый, А. С. Залужный и другие исследователи того времени, работавшие в русле педологии.

В 1931–1932гг. снят с руководящих должностей за «меньшевиствующе‑идеалистический эклектизм». Умер от инфаркта после собрания, на котором было зачитано постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов».

В последние годы интерес к работам Залкинда возвращается как в связи со стремлением переосмыслить теоретические основания педологии и российских версий психоанализа (Крылов, 1999; Сенченков, 2006), так и в плане освещения полной драматизма и противоречий истории становления и развития в России социологии молодежи (Луков, 2008; Чупров, Зубок, 2011: 28).

 

Соч.: Залкинд, А. Б. (1913a) К вопросу о факторах, сущности и терапии психоневрозов // Психотерапия. №1. С.8–25; Залкинд, А. Б. (1913b) Обратимся к сущности психоневрозов // Психотерапия. №3. С.172–187; №4. С.214–221;Залкинд, А. Б. (1924a) Фрейдизм и марксизм // Красная новь. №4. С.163–186;Залкинд, А. Б. (1924b) Нервный марксизм, или Паническая критика // Под знаменем марксизма. №12. С.260–274; Залкинд, А. Б. (1924c) Очерки культуры революционного времени. М. 196 с.; Залкинд, А. Б. (1925a) Революция и молодежь. Л. 140 с.; Залкинд, А. Б. (1925b) Половой фетишизм. К пересмотру полового вопроса. М. 46 с.; Залкинд, А. Б. (1926a) Половой вопрос в условиях советской общественности. Л. 128 с.; Залкинд, А. Б. (1926b) Вопросы советской педагогики. Л. 178 с.; Залкинд, А. Б. (1927a) Жизнь организма и внушение. М.- Л. 175 с.; Залкинд, А. Б. (1927b) Основные вопросы педологии. М., 1927. — 76 с.; Залкинд, А. Б. (1928a) Половое воспитание. М. 143 с.; Залкинд, А. Б. (1928b) Работа и быт общественного актива. М.-Л. 128 с.; Залкинд, А. Б. (1929a) Педология в СССР. М. 83 с.; Залкинд, А. Б. (1929b) Половое воспитание юных пионеров. М.-Л. 93 с.; Залкинд, А. Б. (1930a) Половое воспитание. 2-е изд. М. 337 с; Залкинд, А. Б. (1930b) Вопросы советской педагогики. 2-е изд. М.-Л. 302 с.; Залкинд, А. Б. (1930c) Основные вопросы педологии. М. 264 с.; Залкинд, А. Б. (1930d) Половое воспитание юных пионеров. 2-е изд. М.-Л. 93 с.; Залкинд, А. Б. (1930e) Умственный труд. Гигиена и рационализация умственной деятельности. М.-Л. 167 с.; Залкинд, А. Б. (1930f) Педология детского и юношеского коммунистического движения // Педагогическая энциклопедия/ под ред. А. Г.Калашникова. М. Т.2; Залкинд, А.Б. (1930g) Науку и поведение человека на службу социалистической реконструкции // Человек и природа. № 4. С. 47–49; Залкинд, А. Б. (1931a) Вопросы советской педагогики. 3-е изд. М.-Л. 189 с.; Залкинд, А. Б. (1930b) Психоневрологические науки и социалистическое строительство. Л.-М. 94 с.; Залкинд, А. Б. (1931c) За марксистско-ленинскую методологию в воспитании. О «половом воспитании» // Педология. №7/8. С.11–20; Залкинд, А. Б. (1931d) Дифферинцировка на педологическом фронте // Педология. № 3. С. 7–14; Залкинд, А. Б. (1990) Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Философия любви. В 2 т. Т. 2. М. : Политиздат. С. 224–255; Залкинд, А. Б. (1991) О язвах Р.К.П. (схематичная частичная попытка социально-биологического анализа отрицательных сторон партии // Вопросы философии. №7. Залкинд, А. Б.(2001) Педология: Утопия и реальность. М. : Аграф. 464 с.

Лит.: Выготский,Л. С. и др. (1930) Основные течения современной психологии. М.; Выготский, Л. С. (1984) Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1984. Т. 4; Эткинд,А. М. (1990) Общественная атмосфера и индивидуальный путь ученого: опыт прикладной психологии 20‑х годов// Вопросы педагогики. №5; Залкинд(1993) // Российская педагогическая энциклопедия : в 2т. М. Т.1. С.320–321; Волошинов, В. Н. [Бахтин М. М.] (1998) Фрейдизм. Критический очерк // Бахтин М. М. Тетралогия. М. С.5–108; Лейбин,В. М., Овчаренко,В. И. (1998) Психоаналитическая литература в России. М.: Флинта. 144 с.; Ковалева,А. И., Луков,В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Крылов, А. Н. (1999) Человек в российском психоанализе /Нац. ин-т бизнеса. М. 203 с.; Овчаренко,В. И. (2000) Российские психоаналитики. М.: Академ. проект. 432 с.; Лисовский, В. Т. (2000) Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России / СПб. ун-т профсоюзов. СПб., 2000. 519 с.; Сенченков, Н. П. (2006) Педологические исследования ребенка в отечественном педагогическом наследии первой половины ХХ века : автореф. дис… докт. пед. наук. М. 34 с.; Луков,Вл. А. (2008) Залкинд // Социология молодежи : энциклопед. словарь. М. : Academia. С. 128–129; Пружинина, А. А. (2010) Арон Залкинд. Манифест сексуальной революции // Философские науки. № 4. С. 43–50; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с.


Вал. А. Луков, Вл.А.Луков