Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Маркузе Герберт

 

Маркузе (Markuse) Герберт (19.07.1898, Берлин — 29.07.1979, Штарнберг) — немецко-американский философ, социолог, видный представитель Франкфуртской школы, оказавший заметное влияние как на развитие социологии молодежи, так и на идеологию «нового левого» движения в молодежной среде Запада в 1960–1970-х гг. (его имя входило в символическое обозначение идеологических источников «студенческого бунта» — «МММ»: Маркс, Маркузе, Мао Цзэдун).

Маркузе ГербертС 1934 г. жил в США, где работал над своей версией критической социологии, опираясь на идеи К. Маркса, З. Фрейда, М. Хайдеггера. В духе фрейдомарксизма разрабатывал идею о революционности как ответе на подавление полового влечения: книга «Эрос и цивилизация» (Eros and Civilisation,1955) и доклады о Фрейде (изданные под названием «Психоанализ и политика»), где демонстрируется связь между сексуальным подавлением и классовым гнетом и «утверждение Зигмунда Фрейда, что в основе цивилизации лежит постоянное обуздание человеческих инстинктов, было принято как бесспорное» (Маркузе, 2003: 11).

Тематика новых революционных сил была развита Маркузе в его книге «Одномерный человек» (One-Dimensional Man, 1964), получившей значительный отклик в общественном сознании радикального студенчества, хотя у Маркузе роль молодежи как революционной силы лишь угадывается. Суть позиции Маркузе в «Одномерном человеке» состоит в выявлении и критике новых форм контроля, феноменов герметизации политического универсума и универсума дискурса, что, по Маркузе привело к «поражению логики протеста» и в конце концов к триумфу позитивного мышления, выразившемся в победе одномерной философии. В новой общественной ситуации шанс альтернативы становится проблематичным, протест «изнутри» — бесполезным. «Однако под консервативно настроенной основной массой народа скрыта прослойка отверженных и аутсайдеров, эксплуатируемых и преследуемых представителей других рас и цветов кожи, безработных и нетрудоспособных. Они остаются за бортом демократического процесса, и их жизнь являет собой самую непосредственную и реальную необходимость отмены невыносимых условий и институтов. Таким образом, их противостояние само по себе революционно, пусть даже оно ими не осознается. Это противостояние наносит системе удар снаружи, так что она не в силах уклониться; именно эта стихийная сила нарушает правила игры и тем самым разоблачает ее как бесчестную игру» (там же: 514–515).

Более определенно о роли молодежи в революционном изменении общества и шире — цивилизации Маркузе заявляет в «Политическом предисловии» к изданию «Эроса и цивилизации» (1966). В «инстинктивном отказе протестующей молодежи» Маркузе видит катализатор интеллектуального отказа от индустриального общества: «Их протест не задушить, ибо он является биологической необходимостью. "По природе” молодежь — на переднем крае борьбы за Эрос против Смерти и против цивилизации, которая стремится укоротить "окольный путь к смерти” путем контроля над средствами поддержания жизни… Сегодня борьба за жизнь, борьба за Эрос — это политическая борьба» (там же: 250).

Однако позже (начиная с работы «Очерк об освобождении», 1969) Маркузе пересмотрел свою позицию в некоторых аспектах, и прежде всего в вопросе о революционном значении сексуальной свободы молодежи, после того, как в 1968 г. посетил одну из западноберлинских коммун «здорового оргазма» и был потрясен «принудительно унылым характером практиковавшегося там беспорядочного полового общения». В книге «Контррево­люция и восстание» (1972) он писал, что «сексуальная революция не является революцией, если не совершается революционизация человеческого бытия, если сексуальное освобождение не конвергирует с политической моральностью» (цит.: Давыдов, 1975: 73).Маркузе Герберт

Маркузе ГербертМаркузе, осмысленный «новыми левыми» как провозвестник революции, которую совершат маргиналы – и молодежь среди них (в силу ее естественной маргинальности как невключенности в социальную структуру и вытекающие из этого общественные отношения), – в литературе по теориям молодежи рассматривается как пример того, как зыбка граница, отделяющая теории молодежи и в целом теоретический уровень познания человека, культуры, общества, от идеологии и практики социальных изменений (Луков, 2012: 155). Теоретическое рассуждение способно дать импульс общественному действию. При этом импульс теряет связь с наукой и обрастает иногда чуждым ему политическим содержанием. Этот непреднамеренный путь от теории к практике не может не таить в себе неожиданности для автора, но в такой спонтанности обнаруживает себя «интерес эпохи», угаданный ученым, хотя бы и против его воли.

 

Соч.: Marcuse, H. (1978–1989) Schriften. 9 Bände. Frankfurt am Main : Suhrkamp; Маркузе, Г. (2003) Эрос и цивилизация; Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества : пер. с англ. / послесл., примеч. А. А. Юдина ; сост., предисл. В. Ю. Кузнецова. М. : ООО «Изд-во АСТ». 526 с.

 

Лит.: Давыдов, Ю. Н. (1975) Эстетика нигилизма: Искусство и «новые левые». М. : Искусство. 271 с.;История теоретической социологии (2000) : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. СПб. : РХГИ. Т. 4. 736 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.


Вал. А. Луков