Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Бенедикт Рут

 

Бенедикт (Benedict) Рут (урожд. Фултон) (5.06.1887, Нью-Йорк — 17.09.1948, Нью-Йорк) — американский этнопсихолог. Обучалась у Франца Боаса в Колумбийском университете, работала у него помощником, преемником (с 1936 г.). Впоследствии работала там же преподавателем антропологического факультета, затем профессором (1946). В 1947 г. была избрана председателем Американской антропологической ассоциации.

Бенедикт РутВ американской антропологии Бенедикт (вместе с М. Мид) считается основоположницей сравнительной этнопсихологии. Основным предметом исследования Бенедикт были религия и фольклор американских индейцев. Бенедикт дала этнопсихологическую трактовку культуры как системы императивов, предъявляемых к нравственному облику и образу жизни каждого члена социума. По Бенедикт, лишь небольшая часть возможных форм человеческого поведения санкционируется этими императивами, по-разному определяемыми этими общества; равным образом определенные ценности, считающиеся в обществе аномальными, не выходят за рамки привычного в иных обществах, где считается идеальным определенное поведение, которое у других является предосудительным.  Одним из устремлений Бенедикт была попытка изменить отношение общества к гомосексуальности. В связи с этим она также разрабатывала проблему грани между психической нормой и патологией.

Свою концепцию относительности культуры Бенедикт развила в книге «Типы культур» (Benedict, 1934), где она показала решающую роль культуры в создании различных образов жизни. Бенедикт стремилась выйти за пределы простого описания поведения индивида как продукта своей культуры, охарактеризовать согласованность культуры как целого, продемонстрировать, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые объединены одной культурной темой (этосом культуры), определяющей не только то, каким образом эти элементы соотносятся друг с другом, но и их содержание.  Этос культуры проявляется во всевозможных сферах человеческой жизни: в системах распределения собственности,  структурах социальной иерархии, материальных вещах и технологиях их производства, во всех разновидностях половых взаимоотношений, формировании союзов и кланов внутри общества, способах экономического обмена и т. п. Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Поэтому, по мнению Бенедикт, говорить о степени развитости той или иной культуры бессмысленно, их невозможно сравнивать.

В психологической антропологии Бенедикт представлена крайняя степень культурного релятивизма. Основываясь на данных полевых исследованиях племен Квакиютль, Цуньи, Плейнс в Северной Америке и племени Добу в Малайзии, Бенедикт описала их в качестве четырех различных культурных конфигураций, детерминированных единой психологической темой. Она показала, что элементы культуры меняют свое значение под влиянием этоса культуры и становятся частью единой культурной конфигурации. Под влиянием работ Бенедикт проблема культурных моделей становится доминирующей в культурной антропологии, хотя лишь немногие из антропологов приняли ее теоретические идеи безоговорочно.

Результаты работ Бенедикт опубликованы также в книгах «Мифология зуни» (1935), «Раса: наука и политика» (Benedict, 1940), «Хризантема и меч» (1946).  Последние две работы представляют собой анализ переплетающихся типов культур эстетизма и милитаризма в японском национальном характере.Бенедикт Рут

Исследования Бенедикт стали базовыми для структурно-функционального направления социологии молодежи. Методологические средства социальной антропологии дают возможность исследовать молодежную среду как общность по аналогии с изучением примитивных обществ. Но, вероятно, более перспективным для современной социологии является та сторона научного творчества Бенедикт, которая связана с идеями освоения личностью (в процессе социализации) культурных паттернов.

В рамках антропологических исследований, проводившихся в рамках социальной антропологии путем наблюдения за реальным поведением народов, которые находились на первобытной стадии развития, были описаны и некоторые особенности существования молодежи как определенной общности. Бенедикт показала, что тип перехода от детства к взрослости зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которое предъявляет данное общество к ребенку и взрослому: где такие требования относительно однообразны, развитие протекает плавно и статус взрослого осваивается ребенком постепенно (Кон, 1980: 9).

По Вал. А. Лукову, «Радклифф-Браун и Бенедикт предложили и обосновали – прежде всего в связи со спецификой положения молодого человека в традиционном обществе – термины «возрастная группа» (age group) и «возрастной ранг» (age grade), позже ставшие базовыми для структурно-функционального направления социологии молодежи» (Луков, 2012: 174). Он также показал, что методологическое значение для теорий молодежи имели выведенные из материала антропологических исследований основания культурных форм и культурного процесса (там же). В «Паттернах культуры» исследовательница утверждала множественность «конфигураций культуры», в рамках каждой из которых функционирует устойчивая система норм и образцов, составляющая не только границы индивидуального поведения и мышления (сам такой набор образцов конечен), но и условия для самореализации человека (Benedict, 1934).

 

Соч.: Benedict, R. F.(1934)  Patterns of Culture. Boston. New York : Houghton : Mifflin and Company. 260 p.; Benedict, R. (1935) Zuni mythology. New York : Columbia university press. Vol. 1–2;  Benedict, R. (1940) Race: Science and Politics. New York : Modern Age Books. 274 p.; Benedict, R. F.(1946) The Chrysanthemum and the Sword, Patterns of Japanese Culture. Boston : Houghton, Mifflin Company. 324 p.; Бенедикт, Р. (2007) Хризантема и меч. Модели японской культуры. М. : Наука. 360 с.

 

Лит.: Кон, И. С. (1980) Психология старшеклассника. М. : Просвещение. 191 с.; Орлова, Э. А. (1994) Введение в социальную и культурную антропологию. М. : Изд-во МГИК. 214 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарное исследование. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 


 

 

Ч. К. Ламажаа, В. А. Лапшин