Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежная политика

Государственная поддержка молодежных и детских объединений

Государственная поддержка молодежных и детских объединений – совокупность мер, принимаемых органами государственной власти РФ в соответствии с законодательством РФ в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Данное определение содержится в Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) – основном акте законодательства РФ, устанавливающем гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских объединений РФ (до начала 2010-х гг.) (О государственной.., 1995). Закон регулировал отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объединений.

Согласно закону, государственная поддержка общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий: 1) объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации; 2) в объединении насчитывается не менее 3 тыс. членов либо заявленный объединением для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее чем 3 тыс. детей и (или) молодых граждан.

Основными направлениями государственной поддержки молодежных и детских объединений являются: 1) информационное обеспечение и подготовка кадров молодежных и детских объединений; 2) предоставление им различных льгот; 3) заключение с ними договоров на выполнение государственного заказа. Из форм поддержки особое значение имеет участие в финансировании проектов (программ) молодежных и детских объединений – установление грантов и проведение соответствующих конкурсов. Финансирование проектов (программ) молодежных и детских объединений производится из средств федерального бюджета в форме бюджетных ассигнований, а также из средств внебюджетных фондов РФ. При этом такая работа ведется на планомерной основе, и федеральные органы исполнительной власти разрабатывают федеральные и межрегиональные программы государственной поддержки молодежных и детских объединений с учетом предложений молодежных и детских объединений. Меры государственной поддержки молодежных и детских объединений предусматриваются также в разделах (подпрограммах) и пунктах федеральных программ в области государственной молодежной политики и защиты детства и других социальных программ.

Законом установлена и такая мера, как выделение субсидий молодежным и детским объединениям, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.

После принятия Закона практическое осуществление мер в области государственной поддержки молодежных и детских объединений развивалось непоследовательно. Некоторые меры не предпринимались с самого начала (выделение субсидий, предусмотренных ст. 11 Закона, ни разу не предусматривалось в федеральном бюджете), другие реализовывались в зависимости от общей ситуации в стране. Так, молодежные и детские объединения, выигравшие гранты федерального уровня в 1997 г., их не получили вовсе (Положение молодежи..., 1998: 146), позже проблему для выплат составил финансовый кризис августа 1998 г. и т. д. Время от времени вносятся проекты поправок к Закону 1995 г., предполагающие полное выхолащивание его концептуальной основы.

Проблемой остается узкий круг организаций, которые могут рассчитывать на государственную поддержку (Законом, в частности, не отнесены к объектам поддержки студенческие профсоюзы; молодежные и детские религиозные организации; Молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами, и др.).

По модели федерального Закона были приняты законы или иные нормативные правовые акты в ряде субъектов РФ.

Разработка мер в области государственной поддержки молодежных и детских объединений в значительной мере – результат активизации исследований в области социологии молодежи и социологии детства. В рабочих группах, созданных Государственной Думой ФС РФ и органами государственной власти субъектов РФ, и готовивших законопроекты, как правило, были предоставлены исследователи проблем молодежи. Они также возглавляли и экспертно-консультативные советы по конкурсным проектам молодежных и детских общественных объединений. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской федерации (Стратегия.., 2006) также была предусмотрена государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений, но в ней, как и в Основах государственной молодежной политики, принятых в 2014 г. (Основы.., 2014), механизм этой поддержки уже значительно отличался от ранее принятого.

Ныне действующий порядок государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений предусматривает передачу значительной части средств президентской поддержки НКО операторам, среди которых значится Российский союз молодежи. Так, 5 апреля 2016 г. было принято распоряжение Президента РФ «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина», которое среди 9 соответствующих НКО называет и РСМ, а в целом государство запланировало потратить 4 589 914,8 тыс. рублей на проведение конкурсов и  выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям на реализацию социально значимых проектов и проектов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина (Распоряжение.., 2016). Ныне действующий порядок, хотя Закон 1995 г. не отменен, более соответствует современному состоянию дел в молодежных и детских объединениях России и четче подлежит бюджетному регулированию.

 

Лит.: О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений (1995). Федеральный закон от 28 июня 1995 г №08-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №27; Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика (1998). Государственный доклад. М. 164 с.; Стратегия государственной молодежной политики в Российской федерации (2006) (Электронный ресурс). URL: http://docs.cntd.ru/document/902020299 (дата обращения 20.12.2016); Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (2014) Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р (Электронный ресурс). URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 20.12.2016); Распоряжение Президента Российской Федерации «Об обеспечении в 2016 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» (2016) (Электронный ресурс). URL: http://grants.oprf.ru/news/portal/p484/ (дата обращения 20.12.2016); Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с.; Боков, В. И. (2014) Проблемы молодежной политики в научной школе Московского гуманитарного университета // Youth World Politic. № 2. С. 64–73; Меркулов, П. А., Малик, Е. Н., Бударина, К. А. (2015) Институционализация молодежных организаций и ассоциаций современной России: проблемы и перспективы // Власть. №4. С. 140–145.

Вал. А. Луков