Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежная политика

Государственная молодежная политика

Государственная молодежная политика — «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного расширения возможностей для эффективной самореализации молодёжи и повышения уровня её потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочнения её лидерских позиций на мировой арене» (Основы…, 2014). В основу этого определения положены Основные направления государственной молодежной политики в РФ (1993), где на первый план выдвинуты инструментальные задачи создания имеющихся в распоряжении государства условий социального становления и самореализации молодого человека и нет указания на то, какие черты его личности («картина мира», отношение к политическим и иным ценностям и т. п.) признаются нормативными. Государственная молодежная политика Такой подход важен для практической работы государства, поскольку блокирует излишние проявления патернализма в отношении к молодому поколению. Он был выработан в ходе широкой дискуссии, шедшей в советском обществе в период подготовки проекта Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1987–1991).

Государственная молодежная политика — направление молодежной политики, получающее непосредственное закрепление в нормативных правовых актах, в т. ч. в законодательстве о молодежи. Приоритетными областями Государственной молодежной политики в РФ в современных условиях являются: поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений; содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; государственная поддержка молодых семей; оказание социальных услуг для молодежи; обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодежи, воспитания и образования молодых граждан. В отношении этих приоритетов в РФ, субъектами РФ на уровне законов и/или иных нормативных правовых актов установлены (с той или иной степенью определенности) объем соответствующих прав и обязанностей молодых граждан, порядок осуществления таких прав и обязанностей, а также определены функции органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов государственной молодежной политики, в т. ч. закреплены положения, направленные на расширение участия молодых граждан в формировании и реализации государственной молодежной политики в стране.

Однако в правовом обеспечении государственной молодежной политики в России на федеральном уровне сохраняются многие нерешенные вопросы. По-прежнему отсутствует федеральный закон, устанавливающий общие основы государственной молодежной политики в стране (попытка его принятия была предпринята в 1999–2000 гг., вето Президента РФ на принятый закон не было преодолено). Данное обстоятельство, имеющее скорее организационный, чем содержательный характер, следует оценить в свете того, что законодательством о государственной молодежной политике уже располагает более половины всех субъектов РФ, которые сформировали нормативно-правовую систему с характеристиками отрасли законодательства при отсутствии соответствующего федерального закона, и законотворческий процесс на этом уровне продолжается. В правовом отношении законодательная активность субъектов РФ по вопросам государственной молодежной политики имеет противоречивые характеристики (Луков, 2000, с. 5–6). Вот почему вопрос о принятии федерального закона о государственной молодежной политике продолжает сохранять свою актуальность.

Попытки разработать рамочный закон федерального уровня начали предпринимать сразу после того развала СССР (1991), когда потерял силу незадолго до того принятый, передовой для своего времени по идеям правового регулирования в социальной сфере, Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР. Он не вошел в правовую систему России, но дал импульс для разработки и принятия со­ответствующих законов в ряде республик (Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика и др.). Выработанные на региональном уровне подходы стали модельными для территорий, получивших после принятия Конституции РФ (1993) право издавать законы. Отсутствие федерального закона, таким образом, не стало препятствием для законотворческого процесса в регионах России. Но утеряна целостность правового обеспечения государственной молодежной политики в масштабах страны, и неопределенность ситуации пока сохраняется.

Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. Именно поэтому государственная молодежная политика — главный элемент молодежной политики, осуществляемой в обществе, и именно поэтому за контроль над ее формированием и осуществлением идет конкурентная борьба партий, общественно-политических движений и других организованных общественных сил. Однако в 1990–2000-х гг. вопросы государственной молодежной политики в работе органов государственной власти отодвигались на задний план. В организационно-правовом отношении это нашло выражение в многократной ликвидации федерального органа государственной власти, ведущего вопросы государственной молодежной политики. Крайне незначительны масштабы финансирования федеральных мероприятий в сфере государственной молодежной политики. Фактическое финансирование первой Президентской программы «Молодежь России» (1995–1997) составляло от расчетной потребности чуть более 13%. Плановые объемы финансирования последующих программ «Молодежь России» оставались крайне незначительными. На этом фоне дальнейшее развитие нормативной стороны государственной молодежной политики не может не сталкиваться с серьезными препятствиями. Правовое обеспечение не может находиться в существенном разрыве с устоявшимися в обществе и органах государственной власти представлениями относительно молодежи как преимущественно объекте воспитательного воздействия, как слабой в социальном смысле категории населения, поддержка которой возможна только за счет других социально слабых групп.

Основным полем реализации положений государственной молодежной политики в правовой сфере остается область прав человека и гражданина. Разрыв между правовым и социальным статусом молодого человека является одним из важнейших аргументов в пользу выделения государственной молодежной политики в особую область государственной деятельности.

В ряде стран государственная молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства. Однако он пока не получил признания в России на федеральном уровне.

Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере государственной молодежной политики остается выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.

Противоречие между активизацией практических действий органов исполнительной власти по осуществлению целевых программ в области государственной молодежной политики и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян составляет ядро проблемы эффективности государственной молодежной политики в России на современном этапе. Помимо низкого уровня ресурсного обеспечения мероприятий государственной молодежной политики особую значимость приобрела специфическая чувствительность молодежи не только к содержанию правительственных мер, но и к стилю действий власти. Патернализм, заорганизованность и навязанный сверху характер поддержки обесценивали даже довольно сильные меры, эффективные для других категорий населения. Наиболее приемлемая для молодежи форма осуществления государственной молодежной политики — предложение партнерства в решении проблем молодежи и общества — не получила заметного развития и распространения.

Разработка концепций государственной молодежной политики, законопроектов в этой области, проектов федеральных, региональных, местных программ потребовала определенного социологического обеспечения, и в период подготовки тех или иных документов в области государственной молодежной политики предпринимались эмпирические исследования как общероссийского, так и регионального и местного уровней. Эта практика сохраняется и в настоящее время.

 

Лит.: Основы государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. №2403-р; Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации. Ч. 1–3 (2000) / сост. и отв. ред. В. А. Луков. М.; Луков, В. А. (2000) Государственная молодежная политика: ее правовой статус и общественное назначение в современной России // Там же, ч. 1; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М : Социум. 351 с.: Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная поли­тика. М : Голос. 696 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи. Междисциплинарный анализ. М. : Какон +. 528 с. 

Вал. А. Луков