Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежная политика

Закон о молодежи

 

Закон о молодежи — 1) социологическая и социально-правовая концепция, исходящая из необходимости закрепления прав молодежи путем создания специализированных нормативных правовых актов комплексного характера; 2) законодательный акт, принятый на основе такой концепции в ряде стран, а также субъектов Российской Федерации. И первый, и второй смыслы термина отражают представления об особом правовом статусе молодежи и о необходимости применения инструментов права для регулирования общественных отношений, участником которых является молодежь. Эти представления своим основанием имеют утверждение в обществе принципов правового государства и гражданского общества. В то же время существует проблема разработки и принятия Закона о молодежи как акта законодательства, поскольку попытки объединить нормы права относительно молодежи в одном законе противоречит сложившейся отраслевой структуре права и утвердившейся иерархии нормативных правовых актов. В этом отношении последовательное проведение идеи Закона о молодежи как идеи правовой не только не усиливает правовую защиту молодежи, но и создает проблемы в эффективном применении законодательства для этих целей: Закон о молодежи не является в иерархии актов законодательства более значимым, чем законодательные акты, регулирующие отдельные группы правовых отношений (трудовых, семейных, административных, уголовных и т. д.), а значит, нет оснований для разрешения возникающих правовых коллизий в пользу нормы, содержащейся в Законе о молодежи. Очевидно и то, что молодой гражданин обладает равными с другими гражданами правами и обязанностями и на него распространяются правовые нормы в том объеме, который устанавливается законодательством в целом (включая и конституцию). Закон о молодежи в этом случае претендует на статус «второй конституции», что в правовом отношении недопустимо (Луков, 2000).

Данные обстоятельства определили в целом отрицательное отношение юристов к идее Закона о молодежи. Напротив, эта идея широко обсуждается в кругу специалистов по социологии молодежи, других исследователей молодежных проблем, практиков работы с молодежью. При этом обращается внимание на другую сторону проблемы разработки и принятия Закона о молодежи. Выявляются социальные проблемы молодежи, которые не могут быть ею решены самостоятельно в силу особенностей реального социального статуса. Молодой человек, вступая в жизнь и приобретая права в обществе и обязанности перед ним, испытывает трудности, которые обобщенно характеризуются как трудности жизненного старта. Подчеркивается также значение принятия специального Закона о молодежи для самого молодого человека: такой комплексный акт станет для него ориентиром в правовом поле, выступит в функции правового воспитания подрастающего поколения, привития ему правовой культуры.

Дискуссия о самой возможности Закона о молодежи имеет длительную историю. Прецеденты принятия таких актов в ряде стран имели место начиная с 1920-х гг. (Германия) и особенно активно появлялись в 1970–1980-е гг. в ряде социалистических стран. В то же время специализированные акты о молодежи принимались и в капиталистических странах. В юридическом отношении эти акты могут рассматриваться как попытка разрешить комплексную правовую проблему. В социологическом аспекте на первый план выходит обоснование необходимости целостного решения социальных проблем молодежи в рамках общей концепции социального развития.

Закон о молодежиВ СССР попытки разработки проекта Закона о молодежи предпринимались трижды: в 1966, 1977 и 1987–1991 гг. Если две первые попытки непосредственно вытекали из задачи закрепления в законе молодежной политики КПСС (законопроекты не были доведены до рассмотрения высшим органом государственной власти), то третья попытка отражала новую ситуацию в стране времен «перестройки», и подготовка законопроекта велась на фоне острой идейно-политической борьбы в советском обществе. Инициатором разработки законопроекта выступил ЦК ВЛКСМ, однако в условиях гласности, обсуждения всего круга вопросов государственной молодежной политики в СМИ, комсомольских организациях, вузах, научных учреждениях и т. д. руководство комсомола не могло навязывать свои представления о содержании этого акта. Временный молодежный творческий коллектив «Закон о молодежи» (научный руководитель И. М. Ильинский, руководитель ВМТК Д. Р. Поллыева) изменил исходную задачу на создание своего рода «кодекса» правовых норм о молодежи и предложил закрепить законом не особые права молодежи, а обязанности государства по поддержке молодого человека путем принятия специальных мер экономического, правового и организационного характера. Это положение важно и в социальном, и в юридическом смысле, оно основывалось на определенной линии в социологическом изучении молодежной проблематики, на соответствующей концепции государственной молодежной политики. Принятие Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991) по данному законопроекту определило основное направление развития идеи Закона о молодежи в постсоветском обществе (Ильинский, 2001; Ильинский, Луков, 2008; Закон о молодежи…, 2008; Государственная молодежная политика…, 2013). В ряде субъектов РФ были приняты правовые акты, непосредственно восходящие к Закону СССР, причем в Республике Татарстан принятый закон прямо продолжал практику разработки Закона о молодежи как комплексного акта о молодежи. Тем же путем пошли Украина, Казахстан. В российских регионах также принимаются подобные законы (например, Закон о молодежи города Москвы, 28.01.2004 г. с последующими изменениями и др.).

В России Федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» был принят в 1999 г., однако на принятый закон было наложено вето Президента РФ, которое новому составу Государственной Думы ФС РФ преодолеть не удалось. Тезис о необходимости принятия Закона о молодежи в России сохраняется как в деятельности тех или иных парламентских фракций («Единая Россия»), политических партий (КПРФ), так и в проектах Государственного Совета относительно перспектив развития государственной молодежной политики в России. В 2015 г. вновь началась работа над концепцией и текстом проекта федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации». В этих целях Экспертный совет при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи решил создать рабочую группу по подготовке законопроекта (руководитель рабочей группы М. М. Бариев).

В то же время распространенные в обществе надежды на принятие некого всеохватного закона, который решит все социальные проблемы молодежи, не реалистичны и в ряде случаев становятся полем популистских манипуляций тех или иных политических сил, особенно накануне выборов.

 

Лит.: Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.; Закон о молодежи (2008) : Документы и материалы по истории становления государственной молодежной политики в России : в 2 т. / сост. и авт. вступ. ст. И. М. Ильинский, Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 543 с.; Т. 2. 556 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2008) Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 5–14; Луков, В. А. (2000) Государственная молодежная политика: ее правовой статус и общественное назначение в современной России // Государственная молодежная политика в законодательстве Российской Федерации. М., 2000. Ч. 1. С. 3–12; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. 

Вал. А. Луков