Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Молодежное движение / Молодежная политика

Молодежный парламент

 

Молодежный парламент  — форма участия молодежи в управлении делами общества и государства и общественного контроля за исполнением законодательства о молодежи. Представляет собой избранный по особой процедуре молодежью состав ее представителей, уполномоченных вносить предложения в органы государственной власти относительно мер по поддержке молодежи и другим интересующим молодежь вопросам. Такие представители молодежи не обязательно являются избранными в принятом порядке депутатами органов законодательной власти либо функционерами органов исполнительной власти. Имеется в виду, что члены молодежного парламента осуществляют в основном неформальный (общественный) контроль над органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы молодежи. В различных вариантах молодежный парламент существовал как инструмент молодежной политики в некоторых социалистических странах до периода смены общественного строя и выражал намерение правящих компартий привлечь наиболее активную часть молодежи, как правило объединенной в молодежных общественных организациях, к реализации своих программных установок.

Молодежный парламентНаиболее развитой практика деятельности молодежных парламентов была в Венгрии после принятия Закона о молодежи (1971), которым предусматривались соответствующие формы контроля за исполнением закона с массовым участием подрастающего поколения. Молодежные парламенты созывались раз в 2–4 года сначала на рабочих местах, в учебных заведениях, где молодежь обсуждала различные вопросы, касающиеся ее прав и обязанностей, с местным руководством, вносила предложения по планированию мер в области молодежной политики. Вопросы, не входящие в компетенцию администрации, выносились через избираемых делегатов на молодежные парламенты более высокого уровня. На высшем этапе молодежные парламенты проводились по отраслям народного хозяйства (отраслевым министерствам). В молодежных парламентах 1981–1982 на первом этапе участвовали 50% молодежи страны, на втором (региональном) — 80% избранных делегатов, на третьем (всевенгерские совещания по отраслям) — 95% избранных делегатов, в большинстве членов Венгерского комсомола. Такой размах молодежных парламентов, однако, не означал, что молодежь действительно имела каналы влияния на молодежную политику. Их проведение, особенно на высшем уровне, характеризовалось формализмом (Луков, 1984: 17).

Венгерская практика проведения молодежных парламентов оказала определенное влияние на молодежную политику в других странах. В ряде законов о молодежи, принятых в субъектах Российской Федерации, предусмотрен созыв молодежных парламентов.

Так, соответствующая правовая норма была включена в Закон Московской области «О региональной государственной молодежной политике в Московской области»  от 07.12.1995 N 42/95-ОЗ. В принятом в 2013 г. Законе Московской области «О государственной молодежной политике в Московской области» этот инструмент вовлечения активной молодежи в политический процесс сохранен. В ст. 12_1 определяется правовой статус  Московского областного молодежного парламента: «Московский областной молодежный парламент является постоянным общественным совещательным и консультативным органом представителей молодежи Московской области, обеспечивающим участие молодежи в формировании и реализации молодежной политики и содействующим развитию социальной активности молодежи» (Закон Московской области…, Электронный ресурс).Молодежный парламент

Другую модель молодежных парламентов закрепляет Закон Тверской области «О государственной молодежной политике в Тверской области» от 30 июля 1998 г. N 131-П-2 (в редакции Закона Тверской области от 20.09.2004 г. N 52-ЗО), где ст. 27 приравнивает молодежный парламент и Съезд молодежных организаций: «Администрация Тверской области для согласования мер и программ по реализации молодежной политики не реже одного раза в течение календарного года собирает представителей молодежи - Съезд молодежных организаций (Молодежный парламент)… Для обсуждения на Съезде молодежных организаций (Молодежном парламенте) Администрация области выносит доклад о молодежной политике в Тверской области. Другие вопросы повестки дня Съезд молодежных организаций (Молодежный парламент) определяет самостоятельно. Решение Съезда молодежных организаций (Молодежного парламента) по докладу Администрации Тверской области имеет для органов государственной власти рекомендательный характер. Положения, содержащиеся в решениях Съезда молодежных организаций (Молодежного парламента) по докладу, рассматриваются Губернатором Тверской области в месячный срок с момента их представления. Предложения, содержащиеся в решениях Съезда молодежных организаций (Молодежного парламента), рассматриваются органами государственной власти Тверской области в двухмесячный срок» (Закон Тверской области.., Электронный ресурс).

Молодежный парламент

В 2001 г. был сформирован Молодежный парламент при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (первоначально в форме Общественной молодежной палаты, с 2011 г. в положение о ней было уточнено название: Общественная молодежная палата (Молодежный парламент) при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. 2003 г. были учреждены Молодежная Парламентская ассамблея Калининградской области, молодежные парламенты в Саратовской, Нижегородской, Рязанской, Новосибирской, Волгоградской, Архангельской областях, Ненецком автономном округе. В ряде территорий приняты законы о молодежных парламентах (Воронежская область — 2006 г.; Томская область – 2006 г.; и др.).

Исследования, проведенные в рамках политических наук и социологии молодежи, не дают однозначной характеристики молодежного парламенту как формы вовлечения молодежи в социальную и политическую жизнь (Пастухова, 2007, Кочнев, 2011; Васильева, Кочнев, 2012). Хотя есть факты достаточно успешной работы молодежных парламентов в некоторых территориях (Алтайский край, Пятигорск и др.), но как реальный механизм демократического участия молодежи в политике эта форма пока не дает ожидаемых результатов.

Исследования политических настроений молодежи свидетельствуют о значительном уровне дистанцирования молодежи от властных структур. Сужение поля проявления социальной активности молодежи в 1990-е годы (эта тенденция существенно не изменилась в 2000–2010-е годы — Положение молодежи…, 2003: 113; Жизненный мир россиян..., 2016: 214–236) делает идею молодежных парламентов применительно к России противоречивой. В конечном счете здесь большее значение имеет активность администрации тех или иных территорий. В силу этого шире начала применяться иная форма взаимодействия молодежи с властными структурами – молодежные правительства. Такие формы применяются во многих регионах. В Ассоциации молодежных правительств РФ, в частности, представлены 67 субъектов Российской Федерации (Ассоциация молодежных правительств, Электронный ресурс).

 

Лит.: Ассоциация молодежных правительств Российской Федерации (Электронный ресурс). URL: http://www.molprav.ru/about/targets-and-purpose/ (дата обращения 18.07.2016; Закон Московской области от 1 декабря 2003 г. N 155/2003-ОЗ «О государственной молодежной политике в Московской области» (с изменениями на 25 ноября 2015 г.) (Электронный ресурс). URL: http://docs.cntd.ru/document/5808835 (дата обращения 18.07.2016); Закон Тверской области «О государственной молодежной политике в Тверской области» от 30 июля 1998 г. N 131-П-2 (в ред. Закона Тверской области от 20.09.2004 N 52-ЗО) (Электронный ресурс). URL: http://tver.news-city.info/docs/sistemsg/dok_oerxco.htm (дата обращения 18.07.2016); Васильева, Н. В., Кочнев, С. В. (2012) Участие молодежи в принятии общественно значимых решений. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 147 с.; Жизненный мир россиян: 25 лет спустя (конец 1980-х — середина 2010-х гг.) (2016) / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЦСП и М. 367 с.; Кочнев, С. В. (2011) Социальные практики участия молодежи в принятии общественно значимых решений : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 24 с.; Луков, Вал. А. (1984) Адреса друзей. М. : Знание. 64 с.; Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год (2003) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.; Пастухова, Л. С. (2007) Молодежный парламентаризм как фактор развития гражданского общества: автореф. дис. …канд. полит. наук.  М. 18 с.

 

Вал. А. Луков