Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Парадигмальный коллаж

 

Парадигмальный коллаж(греч. παράδειγμα — пример, модель, образец;  фр. coller — приклеивание) — соединение положений, относящихся к разным научным парадигмам, в общей теоретической концепции на основе принципа дополнительности, когда слияние в единой, логически стройной теории таких положений по каким-либо причинам невозможно.

Парадигмальный коллаж представляется оправданным, когда он выступает как гипотеза относительно сочетаемости различных познавательных схем и средств на более глубоких уровнях осмысления действительности. Такого рода ситуация возникает, в частности, при формировании новых теорий молодежи (Луков, 2009, 2012) и конструировании предметной области социологии молодежи в силу ее неизбежной задачи осмысливать парадоксальную социальную реальности, исследовать кентавр-проблемы (Тощенко, 2011), атрибутивные для молодежи.

Как методологическая гипотеза парадигмальный коллаж может рассматриваться в одном ряду с концепцией научных перспектив, выдвинутой Уильямом Скидмором (Skidmore, 1975). Суть его идеи — определить теории, которые не обладают строгой логикой и системой, а дают образное представление о реальности, как паттерн-теории, или перспективы. В отличие от дедуктивных теорий они более аморфны, их нельзя проверить на практике, но они формируют язык описания реальности в определенном аспекте. Перспективы, по утверждению Скидмора, — это интерпретативные схемы понимания социальной реальности (Добреньков, Кравченко, 2000: 336). В том же духе парадигмальный коллаж может рассматриваться как инструментальное средство теоретического обобщения относительно объектов сложной природы, по крайней мере до того этапа развития науки, когда такого рода объекты (кентавр-объекты, если применить аналогию с метафорой Ж. Т. Тощенко о кентавр-проблемах) смогут адекватно описываться и осмысливаться в пределах интегральных наук о человеке и обществе.

 

Лит.: Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. (2000) Социология : в 3 т. Т. 1: Методология и история. М. : ИНФРА–М. 400 с.; Луков, В. А. (2009) О свойствах междисциплинарности (к развитию теорий молодежи) // Знание. Понимание. Умение. №3. С. 30–42; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация»; Тощенко, Ж. Т. (2011) Кентавр-проблема: опыт философского и социологического анализа. М. : Новый хронограф. 552 с.; Skidmore, W. (1975) Theoretical thinking in sociology. Cambridge [Eng.] ; New York : Cambridge University Press. X, 277 p.

 


Вал. А. Луков