Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Добродетель

 

Добродетель (в теологии, в социологии) – онтологическое основание ценности.

В Православной энциклопедии добродетель определяется как «социальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека».

«Термин «добродетель» есть калька с греческого «καλοποιΐα» или ἀϒαθοερϒία, ἀϒαθοποιΐα, ἀϒαθοποίησις. Добродетель в ее нравственном и сотериологическом значении освящена авторитетом Священного Писания Нового Завета и церковного учения. Она является одной из самых ярких граней, отражающих в человеческой личности совершенство ее изначального богоподобия.

Добро как ориентир благой, светлой человеческой жизни присущ многим нравственным учениям, мировоззренческим и религиозным системам. Можно определить зарождение системности познания добра в античной философии, в характере и диапазоне значений слова ἀρετή, впервые встречающегося в «Одиссее» Гомера.

«В нравственно-дидактической поэме «Труды и дни» Гесиода понятие ἀρετή в значении нравственной нормы включает такие добродетели, как справедливость, трудолюбие, верность и честность. Пифагор трактовал ἀρετή как идеальную гармонию физического здоровья и созерцательного образа жизни. Эсхил выделил четыре основные добродетели — мудрость, мужество, умеренность и справедливость. У Демокрита добродетель связывается с принципами нравственного достоинства, долга и совести. С эпохи софистов на протяжении всего эллинистического периода добродетель рассматривается в качестве главной задачи воспитания и образования и становится символом идеальной сформированности духа и тела».

Моральная основа добродетели была, по сути, определена Сократом, он предопределил направленность личностного становления в поиске нравственного совершенствования. Сократ предполагал единство добродетели, но в тоже время определял добродетель в множестве ее проявлений.

Платон, детерминируя за пределами чувственного мира сферу идеальных сущностей, определил практику метафизического обоснования добродетели. Истинной добродетелью, по Платону, является «любовь к идеальному знанию, ведущая к познанию сущности вещей».

Основой формирования добродетели в жизни человека по убеждению Аристотеля является обучение и воспитание. Как считает Аристотель ‘добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий...’».

В философии Плотина определено достижение добродетели как необходимое условие Богоподобной жизни человека.

В учении Порфирия добродетели были поделены на четыре типа: общественные, очистительные, умозрительные (созерцательные) и парадигматические (содержащие образцы религиозно-нравственной жизни). Порфирий определял великим «добродетельную душу». Душу на пути познания Бога, уподобляя собственную жизнь образцам религиозно-нравственным.

В философском учении от Сократа к Порфирию добродетель постепенно переходит от сущностно синонимичной замены на качество человеческого поведения в соответствии с нравственной основой жизни человека на системную группу, формируемую по принципу познания и принятия человеком в его каждодневном труде по пути Богопознания и сопричастности своей жизни в условиях общества, нравственных образцов, истинных в Боге.

В учении Фомы Аквинского нравственная жизнь человека определяется как невозможная без пути достижения теологических добродетелей: веры, надежды, любви; за которыми следовали четыре основные (кардинальные) добродетели: благоразумие, справедливость, мужество, умеренность. По сути четыре качества человеческого поведения, способные удержать человека на пути к истинному познанию добра.

XIX век открывает новую эпоху жизни человечества. Достигнутый уровень экономического развития, переход общества на путь потребления, развитие системы общественных отношений, построение социального государства, рыночной экономики, гражданского общества, выстраивает новые координаты человеческого познания внешнего мира и оценки внутреннего. Именно оценка в вариантах своего терминологического спектра: ценность, полезность, благо, стала играть ключевое значение в понимании человеком внешнего и внутреннего мира, идентификации себя в нем, выстраивании социальных взаимоотношений «я–общество».

«В системах И.Канта, И. Г.Фихте, Г. В. Ф.Гегеля понятия долга, свободы, ценности и блага вытеснили понятие добродетель.

Однако уже в XX в. в трудах М.Шелера, Х. Г.Гадамера, Й.Риттера, А.Ч.Макинтайра наметилась тенденция возвращения к понятию добродетель».

Философское понимание добродетели есть результат функционирования общества в целом, особенностей и уровня его развития. Добродетель в философской трактовке есть нравственно устойчивые качества человека на пути поиска им истинности своего бытия, которая определена в высшем благе, и стремление человека достичь его, приблизиться к нему, априори постулируя его бытие, предвечное существование, не покидает человека на всем пути его жизни и познания, руководствуясь и опираясь на смирение, совесть, справедливость.

Обобщая трактовки, для понятия добродетели существенными можно определить следующие признаки:

· соотнесение с высшей, истинной, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;

· возникновение на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента) человека;

· деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения;

· свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений;

· деятельно противостоит пороку.

Система выстраиваемых общественных координат усложнилась проблемой поиска для человека истинных путей развития, в нынешних условиях бесконечно множественных подчас диаметрально различных глобальных общественных сетей первичным для человека стала проблема собственной идентификации в социальном окружении и дифференциации своего внутреннего мира в мире глобальном, выбора ценного – приемлемого внутреннему естеству и нравственному восприятию человека.

 

 

Лит.: Hoffman M. Die ethische Terminologie bei Homer, Hesiod und den alten Elegikern und Jambographen. Tüb. 1914; Plato. Plato in Twelve Volumes, Vol. 3 translated by W.R.M. Lamb. Cambridge, MA, Harvard University Press; London, William Heinemann Ltd. 1967. Prot. 329c-333d; Гневашева В. А. (2014) Онтологическое основание ценности в проблеме личностного становления современной российской молодежи. Махачкала: Издательство «Апробация». 288 с.; Гусейнов А. А. (2003) История этических учений; Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М.; Лосев А. Ф. (1993) Очерки античного символизма и мифологии. М.; Православная энциклопедия. Т. 15 С. 472–486.

 

В. А. Гневашева