Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Ко-биография

 

Ко-биография – сплав биографий, ее неразрывность с биографиями других индивидов, составляющих ближайший социальный круг; образующаяся на период некоторого события единая биография ближайшего социального круга как нераздельной целостности.

Термин впервые появился в «Российском журнале социальной работы» в 1997 г. (Луков, 1997).

Осмысление эмпирического материала показало, что рассмотрение биографии как самодостаточного исследовательского предмета приемлемо главным образом в условиях нейтрального социального окружения, это позволяет теоретически отвлечься от него или представить его как «общество» (внешний фактор). В этом случае возможно успешное изучение и целой группы взаимосвязанных жизненных путей, например, в рамках биографии семей (Судьбы.., 1996), но в них делается иной срез реальности: здесь, с одной стороны, на переднем плане оказывается процесс передачи социальных эстафет, а с другой, способ обобщения строится на генерализации семьи. Это именно биография семьи, а не членов одной семьи. То, что биография есть движение по жизненной траектории не в одиночку, а в окружении ближайших родственников и друзей, в такой исследовательской ситуации остается незаметной.

Повседневность, реализуемая в непроблематичном социальном поведении, скрывает более глубокие связи жизненных путей близких людей. В социально нейтральной ситуации вероятна коммуникативная рационализация жизненного мира, раскрываемая Ю. Хабермасом через известную триаду: «Точку схода рационализированного жизненного мира, к которой лучеобразно устремляются эти тенденции, я характеризую... ключевыми идеями:) при длительной ревизии подвижных традиций и) при перенесении акцента — в оценке претензий общественных порядков на законность — на дискурсивный процесс полагания и обоснования норм, 3) объединенным в общество индивидам остается только возможность рискованного самоуправления посредством в высшей степени абстрактной тождественности Я» (Хабермас, 1992: 89–90). В чрезвычайных ситуациях «рискованное самоуправление» индивида, особенно молодого, сметается надвигающейся опасностью и на место подавленных форс-мажорными обстоятельствами личных выборов устремляются коллективные или коллективно ориентированные действия, выступающие как структуры.

Удержание социального круга составляет ведущий мотив интенсивного обмена информацией между людьми, оказавшимися связанными общей ситуацией. Складывается устойчивая общность.

В таких форс-мажорных обстоятельствах выявляется важная сторона биографии индивида — ее неразрывность с биографиями других индивидов, составляющих ближайший социальный круг. Такое соединение, сплав биографий обычно ограничен во времени (годы учебы, годы дружбы, любви, общих испытаний и т. д.), и в этом смысле биография индивида сохраняет свою уникальность. Но для применения биографического метода, как представляется, опора на уникальность биографии, с одной стороны, и на ее соответствие безличным структурам (хабитус П. Бурдье, структурации Э. Гидденса и т. п.), с другой, недостаточна. Биографический метод должен обеспечивать учет и возникающего на определенных этапах жизни конкретных людей сплава конкретных биографий.

Феномен ко-биографии хорошо виден в молодежных сообществах, подобных школе. В этом плане он проанализирован на курсантах милицейских училищ (Луков, Агранат, 2005). Феномен ко-биографии описан в книгах «Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке» (Гуманитарное знание.., 2006: 58–64), «Тезаурусы II: Тезаурусный подход к понимаю человека и его мира» (Луков, Луков, 2013: 507–510).

 

 

Лит.: Хабермас, Ю. (1995) Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. Москва, апрель 1989 г.: пер. с нем. М. : АО «KAMI»; Издат. центр «Academia». 245 с.; Судьбы людей: Россия XX век (1996): (Биографии семей как объект социологического исследования). М. : Ин-т социологии РАН. 426 с.; Луков, В. А. (1997) Феномен ко-биографии // Российский журнал социальной работы. №2. С. 78–92; Луков, Вал. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование : моногр. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке (2006): В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 680 с.; Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.


Вал. А. Луков