Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Скрытая этнография

 

Скрытая этнография  (англ. Hidden Ethnography) — термин, введенный британским культурологом и социологом Шейном Дж. Блэкменом (род. 1976) для обозначения такого способа получения социологической информации, который предполагает эмоциональное сближение исследователя и его респондентов, включая и преодоление барьеров, устанавливаемых этическими нормами научного сообщества.

Блэкмен — автор ряда эмпирических исследований по проблемам повседневной жизни молодежи «низшего класса», молодежных субкультур, сексуальному поведению молодежи, выполненных в рамках качественной стратегии (см. литературу к статье Блэкмен Шейн Дж.).

В своей обобщающей статье по вопросу о «скрытой этнографии (Blackman, 2006) автор отмечает, что в социологии движение к признанию значимости эмоций в рамках исследования шло медленно. Лишь с начала 1990-х гг. — с так называемого рефлексивного поворота после опубликования книги Пьера Бурдье и Лоика Вакана «Приглашение в рефлексивную социологию» (Bourdieu, Wacquant, 1992) — утверждается понимание значения этого аспекта для более реалистичного проведения и описания результатов качественных исследований. В этой связи в данной публикации Блэкмен представил тот аспект этнографических исследований среди молодежи, которые опираются на эмпирические данные, ранее не опубликованные, «так как их можно считать слишком спорными» (Blackman, 2006: 699). Автор утверждает, что «качественная работа в социологии должна учитывать существование скрытой этнографии, чтобы продвинуть вперед понимание того, как проводятся исследования и построенная на них теория» (Ibid.).

Таким образом, «скрытую этнографию», по Блэкмену, составляют те эмпирические данные, которые не публикуются проводившими исследование учеными в силу их противоречивости. Она становится следствием, с одной стороны, специфики методов социологии, оставляющих за бортом информацию об эмоциональной стороне контактов исследователя с респондентами, а с другой — неясности в научном сообществе относительно допустимости определенных способов сбора некоторой личной информации по этическим причинам. Рассматривая эту сторону исследовательской практики на материалах качественных исследований жизни молодежи  (как собственных, так и ряда других авторов, начиная от известных исследований, проведенных с применением метода включенного наблюдения, — «Аутсайдеры» Г. Беккера, «Общество с уличных перекрестков» У. Уайта, «Шайки» Ф. Трэшера, также, между прочим, дающими картины жизни определенных групп молодежи), Блэкмен концентрирует свое внимание на том, что изымаемая из отчетов информация личностного свойства существенна для понимания подлинной реальности молодежной среды. Но ее получение нередко связано с установлением таких контактов, которые могут не приветствоваться  академическими кругами и даже приводить к практикам социального исключения в отношении ученых, в них признающихся. Речь идет о контактах, которые предполагают снятие или сокращение дистанции исследователя и респондентов путем участия в выпивках, потребления наркотиков, установления сексуальных контактов и т. д. Даже если речь идет о почти невинных занятиях (не секс, а лишь флирт и т. п.), это все порождает немалые проблемы сбора и представления данных, особенно если учесть, что многие исследователи молодежи сами молоды и эмоционально заряжены на аудиторию своих научных экзерсисов. Блэкмен приводит примеры, когда ему для получения информации о жизни молодых бездомных и безработных в Брайтоне пришлось попить с ними пива в пабе, а в итоге увидеть в «неблагополучных» молодых людях способности, сравнимые с теми, что есть у лучших учеников колледжей. Или признается в своем романтическом увлечении девушкой из круга изучаемой им группы школьниц 16–17 лет, что в результате позволило получить личные документы (стихи в том числе) для исследовательских целей. Ссылаясь на позицию других социологов (Gearing, 1995), Блэкмен утверждает, что сексуальные фантазии, мечтания — нормальная часть полевой работы, которая исследователем должна быть осмыслена в целях самоограничения и соблюдения этики взаимоотношений с респондентами.

В целом концепция скрытой этнологии поднимает один из ключевых вопросов исследования, выполняемого в качественной стратегии. Продуктивность для науки такого исследования в значительной степени определяется тем доверием, которое возникает между ученым и респондентом, когда дистанция между ними должна быть максимально сокращена. Но этическая составляющая здесь всегда окажется значительнее, чем собственно научная, поскольку молодежные исследования имеют дело с людьми, жизненные позиции которых не устоялись, а эмоциональное восприятие исследователя во многом определяется не только его физическими и умственными свойствами, но и тематикой тех бесед, которые он ведет с молодыми людьми, и самим фактом интереса к их внутренней жизни, где еще так много неясного им самим.

Исследования, проведенные с учетом фактора скрытой этнографии, имеются и в отечественной социологии молодежи (Луков, Агранат, 2005; Нормальная молодежь…, 2005; Латышева, 2010).

 

Лит.: Blackman, S. J. (2006) "Hidden ethnography”: Crossing emotional borders in qualitative accounts of young people’s lives // Sociology. Lnd. Vol. 41. No. 4. P. 699–716; Bourdieu, P., Wacquant, L. J. D. (1992) An Invitation to Reflexive Sociology. Chicago & London: University of Chicago Press. XIV, 332 p.; Gearing, J. (1955) Fear and loving in the West Indies: Research from heart (as well as the mind) // Taboo / Ed. by D. Kulick, M. Wilson. Lnd.: Routledge. P. 186–218; Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики (2005) / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2005. 180 с.; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации». 139 с.; Латышева, Т. В. (2010) Молодежные субкультуры: основания типологизации: автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 31 с.

 

Вал. А. Луков