Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Опрос социологический

 

Опрос социологический — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся в ситуации контакта исследователей и респондентов (носителей исследуемой проблемы). Исследовательским инструментом опроса является вопрос. Ответы респондентов представляют собой первичные данные, которые подвергаются обработке, анализу и интерпретации. Социологический опрос классифицируют по разным основаниям. По числу опрашиваемых различают массовые, групповые и индивидуальные социологические опросы. В зависимости от статуса респондента по отношению к исследуемой проблеме (специалист / неспециалист) выделяют экспертные и массовые опросы. По способу получения информации опросы делят на письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование) опросы. В зависимости от характера контакта между исследователями и респондентами различают очные (непосредственные) и заочные (опосредованные), например, телефонные, почтовые, с помощью средств массовой информации. По степени формализации процедуры опроса и вопросника выделяют формализованные (анкетирование, формализованное интервью), полуформализованные (интервью с путеводителем, фокусированные), неформализованные (нарративные, биографические интервью). Интернет-опросы могут быть письменными и  устными; очными и заочными.

Распространение Интернета предоставляет не только новые возможности для проведения социологического опроса как канал коммуникации, но и является фактором переосмысления способов получения информации  о социальной реальности (Дудина, 2015).

Достоинства формализованных видов социологического опроса (анкетирование, формализованное интервью) заключаются в возможности оперативного получения информации массового характера, относительно низкой стоимости, простоте организации опросов и обработки полученных данных. Недостатки: неискренность части респондентов и вследствие этого искажение данных. В почтовом опросе возникает проблема возврата анкет.

Достоинства полуформализованных и неформализованных  видов социологического опроса состоят в возможности получения глубинной, иногда уникальной информации о субъективных состояниях опрашиваемых, их жизненных траекторий, опыта. Ситуация интервьюирования позволяет правильно понять субъективный смысл тех или иных событий, явлений социальной реальности с позиции опрашиваемого. Недостатки: возможность воздействия интервьюера на опрашиваемого мимикой, интонацией; относительно высокая стоимость.

В социологии молодежи применяются все разновидности социологического опроса. Это отразилось и на образовательных программах высшего образования по направлению подготовки «Социология», где выделена специализация «Социология молодежи».

 

Лит.: Белановский, С. А. (2001) Глубокое интервью. М. : Никколо-Медиа. 320 с.; Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2009) Прикладная социология: методология и методы. М. : Альфа-М — ИНФРА-М. 416 с.;  Дудина, В. И. (2015) Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социол. исследования. № 6 С. 13–22; Методы сбора информации в социологических исследованиях (1990) / под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. Кн. 1. Социологический опрос. М. : Наука. 232 с.; Практикум по социологии молодежи (2000) / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко. М. : Социум. 296 с.; Ядов, В. А. (1998) Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. : Добросвет — Кн. дом «Университет». 596 с.


Н. А. Селиверстова