Фокус-группа
Фокус-группа (англ. Focus group) — один из методов, применяемых в качественной стратегии в социологических эмпирических исследованиях. С конца ХХ в. метод фокус-групп приобрел большую популярность и оказался более приемлемым при проведении маркетинговых исследований, чем анкетный опрос. В маркетинговых исследованиях методическая часть фокус-групп в самом общем виде предполагает отбор группы людей, которым задаются вопросы об их восприятии и отношения к продукту, услуге, концепции, рекламе, идее, упаковке и т. д. Проясняются основания для такого восприятия и отношения (ценности, убеждения и т. д.). Вопросы задаются в интерактивном групповом окружении, где участники свободно обмениваются мнениями с другими членами группы.
К работе по методу фокус-групп все шире прибегают социологические организации в связи с осуществлением самых разных исследовательских проектов. По особенностям проведения это групповое интервью, при использовании которого применяются определенные правила организации, фиксации и последующей декодировки полученной информации и ее интерпретации.
Прообраз техники такого метода обнаруживается в
фокусированном интервью — методе, разработанном выдающимся американским
социологом Робертом Мертоном (1910–2003) и его сотрудниками по Бюро прикладных
социальных исследований в Колумбийском университете. Описание метода дано в
книге Р. Мертона, М. Фиске и П. Кендалл «Фокусированное
интервью» (Merton e. a., 1956; Мертон и др.,
1991). Метод, представленный в книге, был апробирован
при проведении исследования по изучению воздействия на аудиторию кинофильмов
антифашистской направленности. Среди прочего авторы дали детальный разбор
проблем и ошибок, возникающих в групповых интервью (в частности, сдерживающий
эффект группы), но были выявлены преимущества этого метода при получении исследовательских
данных, в том числе такие как ослабление напряженности, расширение
полноты ответа, активизация забытых деталей.
В книге Мертон так характеризовал особенности метода: «Фокусированное интервью отличается в некоторых отношениях от других типов исследовательского интервью. Во-первых, интервьюируемые лица должны быть участниками некоторой определенной ситуации: они посмотрели фильм, прослушали радиопрограмму, прочитали памфлет, статью, книгу, принимали участие в психологическом эксперименте или неконтролируемой, но наблюдаемой социальной ситуации (например, в политическом митинге, ритуале или мятеже). Во-вторых, гипотетически важные элементы, а также характер, процессы и общая структура этой ситуации предварительно проанализированы социологом, на основе чего он пришел к ряду гипотез. В-третьих, на основе этого анализа разработан план проведения интервью, в котором очерчиваются важнейшие области исследования и гипотезы. В-четвертых, интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации» (цит.: Белановский , 1996: 29).
Работа по методу фокус-групп предполагает приглашение минимум
4–5 и максимум 10–12 экспертов в каждую из групп, причем социальный состав
участников должен быть гомогенным (однородным). В этом — отличие от обычного
группового интервью, где, напротив, большое значение придается гетерогенности
состава участников, чтобы увеличить число разнородных высказываний, столкнуть
мнения.
Стандартные требования к участникам групп включают, среди прочего, отсутствие их знакомства друг с другом и с модератором (руководителем дискуссии).
Порядок работы в фокус-группах предполагает следующие действия организатора исследования:
а) разработка тематики обсуждения в фокус-группах. Для этого предварительно необходимо определить или уточнить основные параметры исследования: исследовательскую проблему, цель, гипотезы исследования, которые проверяются в фокус-группах. При определении тематики исследования важно исходить из возможностей потенциальных участников исследования;
б) разработка вопросника для обсуждения в группах;
в) распределение ролей участников исследования по методу фокус-групп. В этой связи нужно определить: кто выступит в роли модератора; как будут распределены участники фокус-групп (исходя из целей исследования, например, возможно разделение групп по половому признаку — девушки в одной, юноши в другой группе — или, напротив, группы примерно одинаковы по доле юношей и девушек и т. д.). В решении этого вопроса надо учесть, что обычно отбор участников фокус-группы основывается на одном-двух признаках: пол, возраст, профессия, национальность, место жительства, хобби и т. д. Очевидно, что признак отбора определяется характером той информации, которую нужно получить в связи с данным исследованием. Способ отбора аналогичен применяемой в социологии квотной выборке;
г) решение организационных вопросов: аудитории, расстановка стульев, обеспечение видеозаписи или другой формы фиксации, определение, кто будет контролировать запись и будут ли наблюдатели, не участвующие непосредственно в дискуссии, но ведущие наблюдение за участниками дискуссии и в дальнейшем работающие над анализом полученной информацией.
Собравшиеся для дискуссии участники фокус-группы не информируются заранее о ее теме. Они узнают о ней из вступительного слова модератора — лица, которое организационно руководит обсуждением (вступительное слово вводит в суть задачи, которая ставится перед участниками, занимает 3–5 минут).
Дискуссия в типичных условиях идет по меньшей мере 50–70 минут, но не дольше 1,5–2-х часов.
Особую роль в проведении дискуссии играет модератор, который должен быть своего рода мастером общения. Его задача — так вести обсуждение, чтобы не навязывать своего мнения экспертам (участникам обсуждения). При этом ему нужно управлять разговором, не давая участникам уходить от предмета дискуссии и поощряя к высказыванию своего мнения всех присутствующих. Известно, что это довольно трудно обеспечить, поскольку индивидуальные качества людей определяют разную степень их готовности высказывать свое мнение.
При работе в фокус-группах необходимо обратить внимание на определение кодов (т. е. понятий и суждений, которые позволяют зафиксировать существенные моменты в проведенном обсуждении — то, чему участники придают или, напротив, не придают значения, связь факторов и т. д.). Такие коды могут быть выявлены в самом тексте обсуждения (удачно примененные участниками слова и выражения, которые встретили одобрение, и т. д.), но могут устанавливаться и исследователем (это обычно определенные обобщения). Важно зафиксировать также невербальные характеристики обсуждения (темы, вызвавшие оживление, одобрение/неодобрение участников; другие особенности эмоциональной реакции аудитории).
Особую
трудность составляет группировка данных, которую предпочтительно вести по
небольшому числу признаков, прежде всего по половым различиям участников фокус-групп
в оценочных суждениях.
Метод фокус-групп неоднократно использовался в отечественной социологии молодежи. Пример такого использования имеется в исследовании «Дети улиц: состояние и проблемы», проведенном в 2008 г. в Москве при поддержке ЮНИСЕФ (Дети улиц.., 2009). Учебный вариант проведения студентами работ по методу фокус групп описан в «Практикуме по социологии» (Луков, 2000).
Лит.: Белановский, С. А. (1996) Метод фокус-групп. М. : Магистр. 271 с.; Дети улиц: состояние и проблемы: По материалам социологич. исследования, проведенного в Москве в 2008 году (2009) / отчет подгот. Вал. А. Луковым, Д. Л. Агранатом, В. А. Гневашевой ; рук. проекта А. И. Ковалева. М. 68 с.; Луков, В. А. (2000) Метод фокус-групп // Практикум по социологии / Ин-т молодежи. М. : Социум. С. 67–72; Мертон, Р., Фиске, М., Кендалл, П. (1991) Фокусированное интервью: пер. с англ. под ред. С. А. Белановского. М. : Ин-т молодежи. 106 с.; Merton, R. K., Fiske, M., Kendall, P. L. (1956) The Focused Interview: A Manual of Problems and Procedures. Glencoe, Illinois : The Free Press. XXII, 186 p.