Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Фотография

 

Фотография (в социологии) — метод социологического исследования, представляющий собой способ получения информации посредством анализа и интерпретации образов, других визуальных данных социального характера, запечатленных на фотографии.

ФотографияФотография как исследовательский инструмент  заимствована социологией из социальной антропологии, этнологии, этнографии. Исследователь обращается к анализу наличных фотографий (семейные фотоальбомы, фотографии туристов, фоторепортажи и др.) или в соответствии с целью исследования фотографирует события, явления социальной реальности. Целевые фотографии называют социологическими. Фотография является (1) частью биографического метода и (2) методом визуальной социологии. Фотография позволяет документировать внешне наблюдаемые характеристики социальной реальности.

В практике социологических исследований проводится герменевтический анализ, семиотическая, структурная и дискурсивная интерпретации фотографий (Штомпка, 2010: 78–100). Герменевтический анализ выявляет авторский контекст фотографии. В качестве авторов фотографии выступают журналисты, социологи, члены семьи, туристы и т. д., имеющие те или иные представления о фотографируемом объекте, отношение к нему. Данный анализ направлен на выявление целей, мотивов авторов фотографий, определяемого ими адресата, позволяет понять субъективное значение снимка. Герменевтический анализ, по мнению П. Штомки, всегда носит частичный характер. Семиотическая интерпретация ориентирована на анализ визуального образа, который представляет собой культурно обусловленную систему знаков. Структурный анализ, как правило, осуществляется после семиотической интерпретации. Его цель – выявление латентных культурных и общественных значений конкретного визуального образа. Структурной интерпретации подвергаются фотографии, отражающие социальные взаимодействия и деятельность людей.

Дискурсивная интерпретация связана с восприятием образов и других визуальных данных адресатом. Дискурсивная интерпретация (1) идентифицирует категории получателей (предполагаемых и реальных адресатов), (2) определяет режим получения образа, других визуальных данных, (3) называет сложившиеся практики рассматривания образа, его расшифровки и интерпретации адресатом.

Интерпретации фотографий на 1-ом этапе исследователем, на 2-ом этапе – респондентами, отобранными в соответствии с целью исследования, позволяют выявить относительно типичные трактовки визуальных образов и других визуальных данных, наделение их смыслами представителями тех или иных социально-демографических групп (Богданова, 2012).

Визуализация и виртуализация создают новую социальную реальность, замещающую повседневную жизнь (Покровский, 2010). Наиболее полно в новую социальную реальность включена молодежь, во многом воспринимающая окружающий мир посредством визуальных образов и активно их продуцирующая (складывается новый тип коммуникаций в социальных сетях: выкладывание фотографий и сбор лайков).  Селфи – фотографирование себя — приобрело характер массового явления в молодежной среде.Фотография

В социологии молодежи методом «устной» фотографии были исследованы комнаты девушек и юношей (Щеглова, 2003). «Устная» фотография – фиксирование интерьера комнат, всех элементов и предметов его составляющих. С. Н. Щегловой, автором исследования, данный метод отнесен к визуальной социологии.

 

Лит.: Богданова, Н. М.  (2012) Фотография как инструмент социологического анализа практик конструирования визуальной самопрезентации // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XV. № 2 (61). С. 98–113; Захарова, Н. Ю. (2008) Визуальная социология: фотография как объект социологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XI. № 1. С. 147–161; Покровский, Н. Е. (2010) Умение видеть и искусство понимать // Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М. : Логос. 168 с. С. VI–XVI; Штомпка, П. (2010) Визуальная социология. Фотография как метод исследования. М. : Логос. 168 с.; Щеглова, С. Н. (2003) «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социол. исследования. № 3. С. 119–122.


 

Н. А. Селиверстова