Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Методы исследования

Анализ картин мира молодежи

 

Анализ картин мира молодежи — методические средства выявления распространенных в молодежных сообществах тезаурусов, ядром которых является определенная формирующаяся под воздействием социализации и самореализации картина мира.

В рамках научной школы социологии молодежи Московского гуманитарного университета сформировались подходы к фиксации картин мира молодежи, в частности с применением метода символьного пространства (Луков, Меламуд, 1998; Луков А., 2007; Луков В., Луков Вл., 2013).

Продолжая эту линию, специальные методические средства выявления картины мира разработал Э. К. Погорский, в исследованиях которого реконструируется картина мира молодежи в условиях формирующегося информационного общества (Погорский, 2011, 2012, 2013; Погорский, Луков, 2012). Его идея в этих исследованиях состоит в том, что анализ информации об участниках интернет-сообществ позволяет выявить их картину мира, а затем распространить эти выводы шире с тем, чтобы применить их, во-первых, при выстраивании межкультурных коммуникаций в молодежной среде, во-вторых, при планировании образовательных проектов и, в-третьих, при осуществлении задач по включению молодежи в управление делами общества. Погорский предположил, что базовая конструкция картин мира молодежи строится как матрица, строки которой отражают разделение блоков «природа», «человек», «культура», «виртуальность», а столбцы — временные зоны «прошлое (опыт)», «настоящее (происходящее)», «будущее (ожидания)». Приведем его характеристику получающихся в итоге ячеек матрицы (Погорский, 2013: 85–87).

Блок «Природа» во временной зоне «Прошлое» содержит в себе концепты, отражающие: привычный климат, ландшафт, флору и фауну; угрозы для жизни; сексуальный опыт; генетическое наследование (физические особенности); темперамент, особенности характера; дату рождения; воспоминания о полученных физических чувствах, болезнях, болевых ощущениях, периодах более раннего возраста. «Природа» во временной зоне «Настоящее» содержит концепты, отражающие: погодные и природные условия, экологию; физиологические потребности (необходимые для поддержания жизни); потребность в сексе; состояние здоровья, красоту, внешность; настроение; текущую солнечную и лунную активность, время суток; испытываемое чувство (физическое); самочувствие; текущий возраст. «Природа» во временной зоне «Будущее» содержит концепты, отражающие: смену сезона, прогноз погоды, идеальное место для жизни; смерть; продолжение рода; хронические заболевания; поднятие настроения; расположение планет (солнца, луны); ожидаемое чувство (физическое); страх боли, ран; более старший возраст.

Блок «Человек» во временной зоне «Прошлое» содержит в себе концептную информацию по темам: бывшие друзья; родной язык; семейные ценности, род, влияние семьи; опыт жизни в деревне, городе, мегаполисе; социальное наследование (обычаи, традиции и ритуалы); прошлое чувство (социальное); выполненные обязательства; вышедшее из моды; дистанция с прежним социальным окружением; уже не интересное; социальный статус; национальность, родина; угрозы; неизвестность; опыт самореализации. «Человек» во временной зоне «Настоящее» включает темы: круг общения; язык общения; семья; условия жизни (деревня, город, мегаполис); социальные нормы, система общественного управления; испытываемое чувство (социальное); выполнение обязательств; мода; дистанция с текущим социальным окружением; увлечения, интересы; соответствие социальному статусу; страна проживания; безопасность; известность, признание; самоактуализация. «Человек» во временной зоне «Будущее» содержит концептную информацию по темам: новые знакомства; новые языки; новые члены семьи; пожелания по социальному окружению в идеальном месте для жизни; нормы поведения в обществе; желание понравиться, ожидаемое чувство; данные обязательства; тренды; дистанция с идеальным социальным окружением; более высокий социальный статус; желание жить в другой стране; интересное, но недоступное; уважение; самореализация.

В блоке «Культура» во временной зоне «Прошлое» представлены темы: полученное образование; религия, представление о боге; историческая эпоха; культурное наследие; прослушанное; просмотренное; прочитанное; использованные вещи; квалификация, профессиональный опыт; увлечения, интересы; гендерные различия. «Культура» во временной зоне «Настоящее» содержит: изучаемое; вера; современность; субкультура; прослушиваемое; просматриваемое; читаемое; используемые вещи; профессия/занятость; досуг; логика/эмоции, представления о силе и слабости. «Культура» во временной зоне «Будущее» тематически отражает: образовательный уровень; представление о жизни после смерти; скорость изменений в обществе; другие культуры и субкультуры; любопытное для прослушивания; любопытное для просмотра; любопытное для чтения; новые технологии; новую специальность; планируемые события; интерес к пониманию, желание узнать истину.

Блок «Виртуальность» во временной зоне «Прошлое» содержит темы: вдохновение; источник страстей; дежавю; виртуальное наследство; чувственные ассоциации; потраченные деньги; понимание и представление истории (прошлого). «Виртуальность» во временной зоне «Настоящее» содержит темы: творчество; одолеваемые страсти; сны; виртуальные образы; интуиция; деньги в наличии, бюджет, капитал; создаваемые образы. «Виртуальность» во временной зоне «Будущее» содержит темы: победы, поражения; реализация законченного вымышленного образа; последствия страстей; мечты; гипноз — внушение; проецирование модели поведения идеала, кумира; деньги (ожидание прибыли или убытков); прогнозирование, сценарии будущего.

Представляя эту базовую конструкцию картины мира, Погорский отмечает, что, во-первых, «единообразия в картинах мира в их феноменологическом выражении невозможно достигнуть даже в пределах одной культурной парадигмы» и, во-вторых, что в новых условиях, определяемых развитием интернет-технологий, «появляется все больше возможностей для анализа данной "Базовой конструкции Картины мира”» (там же: 87).

С методической точки зрения эти возможности раскрываются на примере одной из строк в блоке «Человек»: «Бывшие друзья — Круг общения — Новые знакомства». Погорский дешифрует социальный граф одного из пользователей интернет-сообщества социальной сети Facebook, устанавливая, среди прочего, динамику социальных контактов внутри социальной сети данного пользователя в течение трех лет. С течением времени (с 2010 по 2012 г.) контакты пользователя внутри социальной сети значительно расширились и стали более разнообразными, появилось несколько консолидированных групп, объединенных между собой общими интересами, профессиональными сообществами и другими атрибутами. Вслед за этим выявлены пользователи, которые находятся в связи с данным пользователям «Y» и являются лидерами в своих группах.

В итоге такая информация становится важной для прогнозирования потенциально возможных будущих «своих» этого пользователя. Погорский отмечает: «Таким образом, применение тезаурусного подхода к анализу данных об участниках сетевых сообществ, их дискурса по актуальным вопросам современности и другим исследовательским материалам позволяет создать дополнительные возможности по осмыслению проблем ограниченности восприятия в коммуникациях. Анализ информации об интернет-сообществах и тезаурусах участников этих сообществ, в свою очередь, позволяет построить индивидуальную картину мира каждого пользователя — участника рассматриваемого интернет-сообщества» (там же: 93). Практическая сторона этой исследовательской задачи — выявление тематики потенциально интересных информационных сообщений, к принятию которых открыт человек, а также определение лидеров мнения.

Методики сбора и анализа данных о картине мира, проективные по своему характеру, направлены на характеристику ядра тезауруса, определяющего его целостность и эффективность как функциональной системы. В современном мире цифровых технологий многое может быть реализовано из того, что ранее было недоступно в социологическом исследовании. Однако новые возможности направлены на решение принципиально общей исследовательской задачи выявления того, что субъект принимает как «свое» и как его группирует, чтобы успешнее реализовывать функции ориентации и саморазвития.

 

Лит.: Луков, В. А., Меламуд, В. Э. (1998) Компьютер и школа : Социокультурные последствия компьютеризации. М. 88 с.; Луков, А. В. (2007) «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : дис. … канд. социол. наук. М. 144 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Погорский, Э. К. (2011) Социальные коммуникации в Интернете // Культура информационного общества и проблемы модернизации России : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С. 204–212; Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322–323; Погорский, Э. К., Луков, С. В. (2012) Потенциал молодежных интернет-сообществ: формирование информационного-коммуникативной культуры личности : Концепция исследовательского проекта. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012; Погорский, Э. К. (2013) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : дис. … канд. филос. наук. М. 165 с.


Вал. А. Луков, С. В. Луков